НАШ ТЕЛЕФОН - 8(800) 333-45-16 доб.701

Карл Маркс

загрузка...

Идея прогресса очень близка всем нам. Мы верим, что мир должен становиться лучше, а не хуже, и, таким образом, мы полагаем, что история – линия, вдоль которой мы движемся. В прошлом считалось: история -это круг или что-то замкнутое. Однако модель исторического процесса как движения по пря­мой – единственно возможная модель.



Карл Маркс


Но в силу чего исторический процесс можно сравнивать с линией и есть ли конец у этой линии? Существуют ли такие понятия, как финал, совершенное общество, конец прогрес­са? Если да, то каким будет такое общество? Будет ли это осуществлением мечты или ожив­шим кошмаром?

Карл Маркс считал, что история подразуме­вает прогресс на пути к финалу – совершенно­му обществу в эпоху коммунизма. Идеи Маркса изменили мир в такой степени, что вплоть до недавнего времени четверо из каждых десяти человек населения планеты жили в обществах, считавшихся марксистскими. Маркс стал не­ким идолом, а его труды получили статус «священных писаний».

Труды Маркса способствовали зарождению современной социологии, изменили подход к изучению истории, глубоко затронули филосо­фию, литературу и искусство.

Различают три направления в марксистской мысли:

► Систематическая философия.

► Экономическая теория.

► Этика.

Маркс писал, что «философы всего лишь по-разному описывали мир; цель же заключа­ется в том, чтобы изменить его». Его последова­тели восприняли эту идею.

Карл Маркс (1818-1883) родился в Трире (ныне Германия), в благополучной семье, принадлежавшей к среднему классу. Его родители был евреями, но приняли протестантизм. Маркс учился в Бонне, а затем в Берлине, где получил: степень доктора философии. Однако он не стад ученым, а посвятил себя журналистике – оппо­зиционной правительству, и занимался ею до тех пор, пока правительство не запретило издание газеты, для которой он писал. Маркс женился на девушке, в которую был влюблен с детства, и переехал в Париж, где в 1843 году познакомился с Фридрихом Энгельсом. Это знакомство стало началом их сотрудничества, длившегося всю жизнь. После неудачных революций 1848 года в Европе Маркс со своей семьей переехал в Лондон, где и провел остаток жизни.

Вначале своего поприща Маркс был очень беден, но деньги, получаемые от Энгельса, еже­недельные статьи в «Нью-Йорк Трибун» и на­следство его жены помогли семье выжить. В 1864 году был основан Первый Интернационал -Международная организация трудящихся, а в 1867 году увидел свет первый том огромного тру­да Маркса «Капитал». Известность пришла к Марксу в 70-х годах, после того как «Капитал» был переведен на французский, русский и анг­лийский языки. Маркс скончался в 1883 году от бронхита. Незавершенные тома «Капитала» были закончены Энгельсом в 1894 году – за год до его смерти.

Еще в бытность свою студентом Маркс обнаружил, что в философии того времени доми­нировали идеи Гегеля (1770-1831). Гегель счи­тал, что история – метафизический процесс, ведущий к совершенству. Последователи фило­софии Гегеля – «младогегельянцы» полагали, что этот процесс является диалектическим и отражает историю человеческого сознания, освобождающегося от иллюзий, препятствую­щих самопознанию и свободе.

Философия Гегеля заслуживает особого внимания, поскольку она содержит определен­ные идеи, которые разделяли и другие филосо­фы, включая Маркса:

► История – это процесс.

► События можно уложить в систему -история имеет смысл и цель.

► Изменение – это процесс.

► Оптимизм.

В некотором роде, система Гегеля, предугадавшая эволюцию, возможно, – величайшая из теорий, выдвинутых 19 веком.

Маркс объединил многие воззрения Гегеля со своей философией, но заменил «метафизику» «экономикой» и «народы» «классами».

Вместо истории «разума» или «духа», история стала историей «классовой борьбы». «История всех существовавших обществ, – согласно «Мани­фесту Коммунистической партии», – это исто­рия классовой борьбы».

Маркс по-своему понимал закономерности исторического процесса и свое понимание вы­разил термином диалектический материализм. Конечной целью этого процесса, считал Маркс, является построение бесклассового общества. Вначале Маркс полагал, что религия – величай­шая иллюзия, порабощающая человечество; он называл ее «опиумом для народа». Но позднее он пришел к убеждению: куда большая угроза чело­веческой свободе таится в экономике.

Маркс считал, что с изменением политическо­го строя общества изменяется и его экономиче­ский базис.

«Требуется ли глубокая интуиция для понимания идеи, взглядов и концепций человека, одним сло­вом, сознания человека: оно изменяется с каждой переменой в состоянии его материального суще­ствования, в его взаимоотношениях в обществен­ной жизни».

Феодализм уступил место капитализму пос­ле индустриальной революции. Помещиков и крепостных сменили капиталисты и рабочие. Очевидно, что на смену капитализму придет социализм, как последняя социальная форма­ция. «Не сознание определяет бытие, – писал Маркс, – но бытие определяет сознание».

История человечества является историей классовой борьбы; всякая новая социальная формация является лучше предыдущей с точки зрения этики. И с исчезновением классов исчезнет и конфликт между ними, что будет концом исторического процесса.

Маркс определил три класса:

- Капиталисты, владеющие или контролирующие средства производства.

- Рабочие, вынужденные быть в зависимости от работодателей.

- Средний класс: мелкая буржуазия, служа­щие и т.п.

Маркс полагал, что структура этих классов определена «средствами производства» – то есть экономикой.

Он также полагал, что труд – это «сущность человеческой жизни», но рабочие отчуждены, отделены от их собственной человечности из-за принудительного производства продукции, принадлежащей другим. Фактически рабочие страдают от самоотчуждения: индустрия, кото­рая должна была бы улучшать жизнь, ухудшает ее, работа дегуманизирует работающих. И они сталкиваются с определенным фетишизмом: ценность имеют вещи, а не люди, продукт тру­да, а не производитель.

При капитализме, утверждает Маркс, рабо­чие получают только небольшую часть от резуль­татов своего труда. Им разработано несколько теорий:

► Теория стоимости труда рабочих, согласно которой рабочие обменивают свой труд на достаточное для жизни количество денег.

► Теория прибавочной стоимости, согласно которой капиталисты выгодно продают продукцию и таким образом зарабатывают больше, чем затрачивают.

►Теория концентрации капитала: капитал, согласно Марксу, – это «накопление труда».

Рабочие получают обменную стоимость труда – вознаграждение за отработанные час а добавочная стоимость – деньги, полученные от реализации продукции, произведеной ими, – принадлежит капиталистам.

Так как капиталисты стремятся к высок ценам на продукцию и низким зарплатам, а рабочие – к низким ценам и высоким зарпла­там, конфликт неизбежен, и Маркс расценивал этот конфликт как предпосылку революции: «Оружие критики, очевидно, не может заменить критику оружия. Материальная сила должна быть уничтожена материальной силой».

Решение проблем капитализма достаточно просто – коммунизм. Коммунизм отменит за труд и частную собственность на средства про­изводства и приведет к равноправному бесклас­совому обществу. Все будут довольны. Армии будут упразднены, эксплуатация исчезнет, и лю­ди будут трудиться на благо всем. Маркс верил: социальная революция неизбежна. В основу общества будет положен принцип: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Маркс был оптимистом, и конечной целью его этики была человеческая свобода. Он осо­знавал, что человеческие ценности будут де­вальвированы веком машин, и проповедовал гуманное, свободное, равноправное общество.

Марксистская утопия не была осуществлена Даже в тех странах, которые назывались марк­систскими. Напротив, некоторые ученые заяв­ляют, что капиталистические страны, которым были свойственны некоторые особенности социализма, – такие, как профсоюзы, соцобеспечение и некоторые другие, – создали более гуманное общество.

Маркс утверждал, что в капиталистическом обществе богатые еще больше будут богатеть, а бедные – нищать до тех пор, пока не произой­дет революция. Фактически же, во многих капиталистических странах жизненный уро­вень рабочих неуклонно повышается.

Маркс показал влияние экономики на полити­ческую организацию общества, религию и фи­лософию. Он показал, что эти понятия не существуют независимо. Маркс со всей очевид­ностью доказал, что в обществе потребления капитал часто контролирует общество, в то вре­мя как общество должно контролировать капи­тал. Но все же остаются невыясненными неко­торые вопросы:

► Насколько естественен «сложившийся порядок подчинения»? Правящие и управляемые определены самой природой, но в какой форме это разделение проявля­ется в жизни человеческого общества?

► Могут ли люди отстаивать свои личные убеждения, то, что они считают правиль­ным, или же они должны руководствовать­ся только классовыми интересами?

► Является ли человеческая природа настоль­ко аморфной, как это предполагал Маркс? Являемся ли мы исключительно социальным продуктом или же мы представляем собой нечто большее?

Маркс подчёркивал, что существует борьба между классами, а не внутри их. Внутри класса есть только солидарность, – отсюда вытекает идея пролетарского интернационализма:

«Рабочий не имеет родины». Возможно, Маркс порядком недооценивал силу личности и чувство национализма.

Труды Маркса оказали влияние на миллионы людей. Его идеи изменили мир. Но, пожалуй, эти перемены не всегда были таковыми, как предрекал Маркс.

Подробнее об известных личностях узнаете на http://history-persons.ru
Написал - dilar







Задать свой вопрос юристу