Вопрос: Гражданское право

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




вопрос: Между двумя коммерческими организациями заключен договор поставки оборудования. Договором предусмотрен гарантийный срок (12 месяцев с момента поставки покупателю), в течение которого покупатель вправе предъявлять требования о безвозмездном устранении недостатков оборудования; за гарантийное обслуживание плата не установлена. Место исполнения обязательства по ремонту оборудования договором не определено.
Через 2 месяца с момента поставки новый собственник предъявил организации требование о безвозмездном ремонте оборудования. От прежнего собственника (покупателя) никаких уведомлений (заявлений) не поступало.
Изменение места нахождения оборудования влечет за собой дополнительные издержки поставщика (например проезд специалиста и т.п.).
Правомерны ли требования нового покупателя оборудования о предоставлении гарантийного обслуживания оборудования?
Какие документы в этом случае должны быть оформлены со стороны первоначального покупателя?
Имеет ли право поставщик на возмещение стоимости дополнительных расходов (по проезду сервисного инженера) со стороны нового покупателя?




Ответ:
В силу п. 1 ст. 518, п. 1 ст. 475 ГК РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе требовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Требования, связанные с недостатками товара, предъявляются покупателем продавцу - стороне соответствующего договора поставки. У первоначального продавца, который стороной такого договора не является, обязанности безвозмездно устранить недостатки товара по требованию конечного покупателя не возникает (п. 3 ст. 308 ГК РФ). Такой продавец отвечает за недостатки товара только перед своим покупателем (прежним собственником).*(1) Положений, по которым право требования устранения недостатков товара распространялось бы на любых лиц, ставших впоследствии собственниками проданного товара, законодательство не содержит.*(2)
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация обязана удовлетворить требование о безвозмездном устранении недостатков товара, только если такое требование заявлено покупателем (прежним собственником товара). Подтверждается это косвенно и судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 декабря 2009 г. по делу N А39-667/2009, постановление ФАС Уральского округа от 1 декабря 2003 г. N Ф09-3490/03ГК).
В то же время необходимо учитывать, что право требовать безвозмездного устранения недостатков товара может быть уступлено покупателем другому лицу с соблюдением положений параграфа первого главы 24 ГК РФ. Такое право не связано неразрывно с личностью кредитора, поэтому его уступка другому лицу не противоречит закону (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. N А12-3161/2009). Договор уступки будущего права, по которому право (требование) переходит к цессионарию в момент его возникновения у цедента, законодательству также не противоречит (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120).
Согласия должника (продавца) на уступку права не требуется (п. 2 ст. 382 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором между должником и кредитором (прежним собственником товара). Составлять какое-либо соглашение к договору поставки об изменении стороны обязательства (покупателя) в этом случае нет необходимости, поскольку переход права (требования) осуществляется в силу совершения самой сделки уступки между первоначальным и новым кредиторами.
Необходимо учитывать, что уступка права (требования) влечет перемену кредитора в обязательстве, но не изменяет содержание соответствующего правоотношения (ст. 384 ГК РФ), в частности не влияет на исчисление предусмотренного договором гарантийного срока.
При этом должник должен быть письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу.*(3) В рассматриваемой же ситуации от кредитора никаких уведомлений не поступало.
Покупатель (прежний собственник товара) также вправе уполномочить другое лицо (например нового собственника) на предъявление от его имени требований, связанных с недостатками товара, выдав последнему соответствующую доверенность (ст.ст. 185, 312 ГК РФ).
В любом случае, поскольку место исполнения обязательства по гарантийному ремонту не определено ни договором поставки, ни положениями ГК РФ о купле-продаже, такой ремонт должен производиться по месту нахождения должника (продавца), если только иное не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства (абзац шестой ст. 316 ГК РФ).*(4) Иными словами, покупатель должен доставить товар до продавца для того, чтобы последний мог устранить его недостатки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Лучшая система размещения статей
Написал - kolobok





Задать свой вопрос юристу