Правовые позиции КС РФ и его влияние на законодательство

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




1. Понятие правовой позиции Конституционного Суда РФ
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»; «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
В целях обеспечения высшей юридической силы и реального прямого действия Конституции Российской Федерации в Российской Федерации функционирует институт судебного конституционного контроля (конституционной юстиции). Органом федеральной конституционной юстиции является Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции Российской Федерации). Согласно части 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу». В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения»; «Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта».
Суть, сердцевину решений Конституционного Суда РФ составляют закрепленные в них правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционно-правовой смысл закона, на которых основаны итоговые выводы решений.
Правовые позиции Конституционного Суда чрезвычайно многообразны и касаются действия российской Конституции в самых различных сферах общественных отношений.
Учитывая, что решения Конституционного Суда общеобязательны в единстве их мотивировочной, содержащей правовые позиции, и резолютивной, формулирующей итоговый вывод, частей, знание правовых позиций Конституционного Суда имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности.
Так что же такое правовая позиция?
ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» определяет, что «решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий (статья 29). В статье 73 указанного Закона закрепляется, что «В случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается в пленарное заседание».
Обычно под правовой позицией Конституционного Суда РФ понимается правовое представление (вывод) общего (абстрактного) характера как результат толкования Конституционным Судом РФ Конституции РФ и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных правовых актов в пределах компетенции Конституционного Суда РФ».
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях сформулировал ряд правовых позиций о характере принимаемых им решений, правовых последствиях их принятия и юридических свойствах содержащихся в них правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации. Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 7 октября 1997 года № 88-О, «Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц…». Также, в соответствии с другой правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 1998 года № 19-П по делу о толковании отдельных положений статьей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, «Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Таким образом, законодатель не вправе принимать решения нормативно-правового характера, противоречащие правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в мотивировочной части его решений. Эти правовые позиции обладают свойствами норм права (имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормы права, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражныхсудов). Причем, будучи сформулированными Конституционным Судом, являющимся официальным интерпретатором Конституции РФ, правовые позиции обладают такими же свойствами высшей юридической силы и прямого действия, как и нормы самой Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что правовые позиции Конституционного Суда РФ содержатся не только в постановлениях. Они очень часто содержаться и в определениях, в частности, в определениях об отказе в принятии дела к производству. В том числе, поэтому ОО «Сутяжник» всегда добивается вынесения всех дел, поступающих от него, на пленарное заседание Конституционного Суда РФ (в порядке статьи 40 Закона о Конституционном Суде), не ограничиваясь обычной отпиской из Секретариата.
2. Некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу конкретизации собственной компетенции
Один из наиболее важных видов правовых позиций Конституционного Суда РФ составляют правовые позиции, которые в самых различных аспектах конкретизируют его собственную компетенцию (критерии подведомственности дел Конституционному Суду РФ).
Прежде всего, хотелось бы рассмотреть правовые позиции Конституционного Суда, связанные с проверкой конституционности ситуаций пробельности в праве, а также нормативных правовых актов, утративших юридическую силу.
Практикующие юристы очень часто сталкиваются с проблемой, когда ситуацию несправедливости, неравноправия и фактически неконституционности порождает не та или другая конкретная правовая норма, а ее отсутствие. Т.е. возникает ситуация пробельности права. Относительно проверки конституционности пробельности права существует ряд правовых позиций Конституционного Суда, которые необходимо применять в их систематическом толковании.
Так, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1995 года № 116-О «Неясность формулировок, понятий, терминологии, а также пробельность закона могут являться основанием проверки его конституционности по жалобе гражданина лишь при условии, что это приводит в процессе правоприменения к такому толкованию норм, которое нарушает или может нарушить конкретные конституционные права».
Между тем, согласно другой правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 3 июля 1997 года № 87-О, «Конституционный Суд РФ не вправе ни восполнять пробелы в правовом регулировании, т.е. подменять законодателя, ни решать вопрос о том, подлежит ли применению в конкретном деле международно-правовой акт, если обнаруживается несоответствие ему внутреннего закона, - это относиться к компетенции судов общей юрисдикции».
Похожая правовая позиция содержится и в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 года № 20-О. Согласно этой позиции, «Ссылка на отсутствие в законе какого-либо формально-определенного понятия в подтверждение неконституционности оспариваемых положений свидетельствует о том, что фактически правовая позиция заявителя сводится к требованию об их истолковании и о внесении соответствующих дополнений в действующее законодательство. Между тем восполнение пробелов в правовом регулировании и уточнение тех или иных формулировок, содержащихся в законе, является прерогативой органов законодательной власти и не относится к ведению Конституционного Суда РФ».
Также хотелось бы остановиться на проверке конституционности нормативных актов, утративших юридическую силу, но в период их действия нарушавших права и законные интересы граждан.
В данном вопросе у Конституционного Суда РФ, к сожалению, нет каких-то единообразных подходов, хотя в соответствии с частью 2 статьи 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» «В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан».
Также по данному вопросу существует правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в определении от 20 ноября 1998 года № 158-О по жалобе ТОО ПКФ «Рождество» на нарушение конституционных прав и свобод нормой пункта а» статьи 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год». В частности, в этой правовой позиции Конституционный Суд отметил, что «Как следует из части первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",проверка нормативного акта в порядке конституционного судопроизводства допускается, если заявителем оспаривается действующий нормативный акт. Однако, по смыслу статей 96, 97 и части второй статьи 43 названного Закона, в целях защиты конституционных прав и свобод граждан возможна проверка конституционности закона, отмененного или утратившего силу, но при наличии двух обязательных условий - если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, нарушены конституционные права гражданина и если производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого им закона».
Т.е. в этой правовой позиции Конституционный Суд добавил также требование о том, что производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого им закона.
Между тем, Конституционный Суд РФ очень часто отказывал в рассмотрении закона, утратившего силу.
Однако есть и другие примеры. В частности, в Постановлении от 26 ноября 2002 года № 16-П по делу о проверке конституционности положений статьей 77.1. 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Казимова Конституционный Суд РФ проверил конституционность положение статьи 363 УПК РСФСР, который утратил силу с 1 июля 2002 года.








Правовая природа решений Конституционного Суда России, их влияние на развитие права


из Конституции вытекает, что Конституционный Суд не должен принимать нормативные акты прямого действия; его решение должно лишь определять, конституционен или неконституционен оспоренный закон, но не содержать указаний о содержании будущих норм, взамен признанных неконституционными, - это прерогатива законодателя

Конституционный суд РФ в своей деятельности допускает порой посягательства на исключительное право законодателя — установление правовых норм, в целом следует отметить положительное влияние конституционного контроля на законодательство Российской Федерации, так как он способствует развитию права в духе соответствия не только Конституции РФ, но и международным правовым стандартам.
autosurf
Написал - dilar





Задать свой вопрос юристу