87. Нормативно- правовое и индивидуальное (судебное) регулирование общественных отношений.

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




 

Индивидуальное правовое регулирование – это правовое воздействие на общественные отношения в индивидуальном порядке, существующие в виде индивидуальных запретов, индивидуальных обязываний и индивидуальных дозволений.

Индивидуальные запреты, обязывания и дозволения подразделяются на:

конкретные, когда индивидуальное предписание, основанное на одном из названных способов правового регулирования, сформулировано четко, однозначно, адресовано конкретному лицу (лицам), вариант поведения строго задан и никакие отклонения от него не допускаются;

вариативные, когда индивидуальное предписание предусматривает несколько вариантов поведения в зависимости от того, как будет развиваться ситуация;

условные, когда индивидуальное предписание, содержащее индивидуальный запрет, индивидуальное обязывание или индивидуальное дозволение, начинает действовать после наступления условия, предусмотренного в норме права или самом индивидуальном предписании.

7. Метод индивидуального правового регулирования – это совокупность правовых средств, приемов и способов воздействия на общественные отношения в индивидуальном порядке, сообразуясь с особенностями ситуации и самого субъекта.

При диспозитивном методе наиболее зримо проявляется потенциал таких видов индивидуального правового регулирования, как автономное и договорное (координационное) регулирование.

Императивный метод правового регулирования более присущ субординационному (правоприменительному) индивидуальному правовому регулированию.

Переход от нормативного правового регулирования к индивидуальному правовому регулированию происходит в рамках более масштабного процесса, который называется «индивидуализация в праве» в виде конкретизации в праве.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется в различных формах юридической деятельности.

 

Формы юридической деятельности, где потенциал индивидуального правового регулирования раскрывается в полной мере, это правотворческая и правоприменительная деятельность.

16. Индивидуальное правовое регулирование в форме правотворческой деятельности имеет место в следующих случаях:

а) при наличии индивидуальных предписаний в тексте нормативно-правового акта;

б) при издании конкретизирующего акта (когда конкретизирующий акт содержит, наряду с нормативными предписаниями, и предписания индивидуального характера);

в) при прецедентном регулировании.

В правоприменительной деятельности, с позиции индивидуального правового регулирования, особое значение имеет правоприменительное усмотрение, которое можно разделить на три вида.

Первый видситуационное усмотрение, когда законодатель предоставляет правоприменителю возможность действовать по усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств дела.

При этом возможны несколько вариантов усмотрения:

а) законодатель предоставляет возможность усмотрения, при этом ориентируя правоприменителя, на какие существенные моменты следует обратить внимание при вынесении решения;

б) законодатель, допуская возможность усмотрения, ориентирует правоприменителя, на какие существенные моменты следует обратить внимание при вынесении решения и, вместе с тем, предоставляет ему дополнительное правомочие, в котором заложено несколько вариантов поведения;

в) законодатель предоставляет правоприменителю определенное правомочие, которым он может воспользоваться по своему усмотрению.

Второй видправоприменительное усмотрение, основанное на оценочных понятиях.

Третий видусмотрение при применении аналогии закона или аналогии права.

18. Под индивидуальным правовым актом–документом понимается имеющий ненормативный характер акт, в котором получают объективированное выражение индивидуальные веления, направленные на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованные персонально определенным субъектам.

Индивидуальные правовые акты–документы по их месту и роли в правовом регулировании можно подразделить на следующие виды: односторонние акты; индивидуальные договоры; правоприменительные акты; акты казуального толкования.

 

 

Нормативное и индивидуальное правовое регулирование, как два вида правового регулирования, имеют ряд общих черт, к которым относятся следующие:

1) во всех случаях регулируются отношения между субъектами права;

2) оба вида правового регулирования основаны на специфическом социальном регуляторе, которым является право; 

3) нормативное и индивидуальное правовое регулирование являются правомерной деятельностью.

4) правовое регулирование, как нормативное, так и индивидуальное, носит волевой характер, который проявляется двояко: во-первых, это проявление воли законодателя (главным образом при нормативном регулировании), и, во-вторых, проявление воли самих участников, что в большей степени присуще индивидуальному правовому регулированию;

5) оба вида правового регулирования обеспечены правовой защитой.

Вместе с тем, между нормативным и индивидуальным правовым регулированием имеются и серьезные различия.

Прежде всего, различны средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование: в первом случае – это средства нормативного характера, во втором – средства индивидуального характера.

Кроме того, различны субъекты, от которых исходит правовое регулирование. Субъекты нормативного правового регулирования – это субъекты нормотворчества. Круг субъектов индивидуального правового регулирования гораздо шире – это индивиды, организации, государственные органы, специально уполномоченные должностные лица. В ряде случаев, не обладая правотворческими полномочиями, эти субъекты вправе урегулировать конкретные отношения в индивидуальном порядке, разумеется, в пределах и на основе нормативного регулирования.

Анализ существующих точек зрения и собственные исследования диссертанта в этой области позволяют предложить деление признаков индивидуального правового регулирования на обязательные и факультативные.

Обязательные признаки индивидуального правового регулирования – это его неотъемлемые свойства, при отсутствии любого из них явление перестает быть самим собой.

К обязательным признакам, прежде всего, следует отнести названные ранее общие признаки нормативного и индивидуального регулирования. И, кроме того, к ним относятся неотъемлемые признаки именно индивидуального правового регулирования:

1. Индивидуальное правовое регулирование дополняет нормативное правовое регулирование, осуществляется на его основе и в его развитие.

2. Индивидуальное правовое регулирование направлено на урегулирование конкретных ситуаций в индивидуальном порядке.

3. В процессе индивидуального правового регулирования создаются индивидуальные акты.

Факультативные признаки индивидуального правового регулирования могут иметь место при определенных обстоятельствах, но и при их отсутствии индивидуальное правовое регулирование сохраняется как самостоятельное правовое явление.

К факультативным признакам индивидуального правового регулирования следует отнести:

1. Возможность субъекта действовать по своему усмотрению.

2. Выполнение правовосполнительной задачи (восполнение пробелов в праве путем аналогии закона и права; применение норм в субсидиарном порядке).

3. Закрепление процедуры индивидуального правового регулирования.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно дать следующее определение: индивидуальное правовое регулирование является самостоятельным видом правового регулирования и представляет собой правовое воздействие на общественные отношения, связанное с установлением, изменением или прекращением юридических прав и обязанностей их участников в индивидуальном порядке, направленное на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и осуществляемое путем совершения односторонних правомерных юридически значимых действий, заключения договоров и соглашений, либо властной правоприменительной деятельности уполномоченных субъектов, результатом которого являются индивидуальные правовые акты.

В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами: «казуальное регулирование», «поднормативное регулирование»), «ненормативное регулирование». Представляется, что все вышеперечисленные термин не являются взаимоисключающими. Каждый из них отражает отдельные черты данного вида правового регулирования, тем самым, дополняя друг друга.

В третьем параграфе «Предмет и пределы индивидуального правового регулирования» обосновывается мысль о том, что для определения предмета индивидуального правового регулирования следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Предмет индивидуального правового регулирования является составной частью предмета общего (нормативного) правового регулирования. Общественные отношения, урегулированные на нормативно-правовом уровне, в рамках нормативного регулирования могут быть урегулированы и в индивидуально-правовом порядке.

2. Особенности общественных отношений, которые, помимо нормативной, нуждаются и в индивидуальной правовой регламентации, определяют предмет индивидуального правового регулирования. Таким образом, предмет индивидуального правового регулирования, хотя по объему и поглощается предметом общего (нормативного) правового регулирования, тем не менее, имеет свою специфику.

3. Общественные отношения, являющиеся предметом индивидуального правового регулирования, коль скоро поддаются нормативному воздействию права, соответственно поддаются и индивидуальному правовому воздействию.

4. Предметом индивидуального правового регулирования являются только те общественные отношения, которые могут быть урегулированы индивидуальными правовыми средствами.

Таким образом, предмет индивидуального правового регулирования – это общественные отношения, которые, являясь составной частью предмета общего правового регулирования, помимо нормативного регулирования, нуждаются и в индивидуальной правовой регламентации и могут быть урегулированы индивидуальными правовыми средствами.

Предмет правового регулирования обусловливает пределы правового регулирования. До настоящего времени, все исследования в этой области сводились главным образом к анализу пределов нормативного правового регулирования (В.В. Лазарев, Ф.Н. Фаткуллин и др.). О пределах индивидуального правового регулирования встречались только отдельные высказывания.

В качестве отправных точек исследования пределов индивидуального правового регулирования, думается, можно назвать следующие:

1. Пределы индивидуального правового регулирования во многом зависят от пределов нормативного регулирования и полностью поглощаются ими;

2. Пределы индивидуального правового регулирования, хотя и закладываются на нормативном уровне, имеют ряд особенностей, которые зависят, прежде всего, от вида индивидуального правового регулирования;

3. Деление пределов нормативного правового регулирования на объективные и субъективные применимо и к пределам индивидуального правового регулирования.

Таким образом, пределы индивидуального правового регулирования – это границы правового вмешательства в общественные отношения при помощи индивидуальных правовых средств. Они обусловлены пределами нормативного регулирования, но имеют ряд особенностей, которые зависят от многих факторов, но, прежде всего, от вида индивидуального правового регулирования.

Объективные пределы являются общими для нормативного и индивидуального правового регулирования.

Субъективные пределы индивидуального правового регулирования зависят:

– во-первых, от воли законодателя и в этом случае поглощаются субъективными пределами нормативного регулирования;

– во-вторых, от воли субъекта индивидуального правового регулирования и в этом случае:

а) при автономном индивидуальном правовом регулировании – это пределы свободы субъекта действовать в одностороннем порядке по своему усмотрению в установленных законом рамках;

б) при договорном (координационном) индивидуальном правовом регулировании – это пределы свободы договора, также в установленных законом рамках;

в) при субординационном (правоприменительном) индивидуальном правовом регулировании – пределы определяются компетенцией субъекта, принимающего решения, и нормативной основой этой компетенции.

При установлении субъективных пределов индивидуального правового регулирования могут уточняться пределы правового регулирования в целом.

autosurf
Написал - kolobok





Задать свой вопрос юристу