80. Правовой статус суда в уголовном процессе. Состав суда.

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




Конституция РФ     Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
 
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
 
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
"О судебной системе РФ"
(с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г.)
Статья 2. Законодательство о судебной системе
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
 
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
 
Статья 4. Суды в Российской Федерации
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
Дисциплинарное судебное присутствие.
4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
 
Коммент:
Судебная система представляет собой "единую систему всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах" или как "совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями".
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Часть 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что Судебная система устанавливается не только Конституцией, но и федеральным конституционным законом.
Среди фундаментальных положений организации судебной системы, установленных Конституции РФ, можно отметить следующие.
Во-первых, гарантия самостоятельности. В соответствии со ст. 10 и 120 Конституции РФ органы судебной власти являются самостоятельными по отношению к другим ветвям государственной власти и при осуществлении своих полномочий они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Во-вторых, правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118 ч. 1 Конституции РФ) в лице соответствующих судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению судебной деятельности представителей населения.
В-третьих, судебная власть в РФ реализуется только посредством особых процедур в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 ч. 2 Конституции РФ).
В-четвертых, основные носители судебной власти - судьи - несменяемы (ст. 121 Конституции РФ), неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ), наделены особым статусом (ст. 119 Конституции РФ).
Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Это вытекает из требований ст. 55 (ч. 1 и 2) Конституции РФ о недопустимости отмены и умаления провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод и прямо закреплено в комментируемом Законе, согласно ч. 4 ст. 5 которого во взаимосвязи со ст. 11 в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или ущемляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального обеспечения (см. также определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О).
2. Помимо Конституции РФ правую основу судебной системы в РФ составляют и федеральные конституционные законы. В отличии от федеральных законов, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1. ст. 108 Конституции РФ).
 
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
 
Основополагающим федеральным конституционным законом, определяющим основы правового положения высших судебных органов в РФ и иных федеральных судах, их компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ"
- правовое положение судов общей юрисдикции в России определено Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
- особенности правового положения военных судов в РФ закреплены в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О военных судах РФ");
- особенности правового статуса Конституционного суда РФ и арбитражных судов в РФ отражены в федеральных конституционных законах от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
ВЫВОД: современное правовое регулирование судебной системы РФ носит комплексный характер стержнем которой является Конституция РФ, положения которой развивают целый комплекс федеральных конституционных законов.
 
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
(с изменениями от 1 июня 2011 г.)
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
1. Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов судебной власти (п. "г" ст. 71), судоустройство (п. "о" ст. 71) и предусматривает, что Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118), а полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов - федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128). Таким образом, конституционные нормы не только относят к ведению Российской Федерации определение действующей в ней судебной системы, но и предписывают обязательность ее установления федеральным конституционным законом, а не федеральным законом либо законом субъекта РФ. Именно поэтому в ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона законодатель делает акцент на том, что вопросы полномочий, порядка образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции (т.е. начиная с районных судов) являются исключительной прерогативой Российской Федерации, все они регламентируются федеральным законодателем посредством Конституции РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", ФКЗ "О военных судах РФ" и комментируемым Законом.
2. В отношении мировых судей законодатель в ч. 2 комментируемой статьи подчеркивает, что полномочия, порядок деятельности и создания должностей также определяются через призму федерального регулирования, но не только с помощью перечисленных выше конституционных нормативных правовых актов, но и федеральных законов, к которым следует отнести ФЗ "О мировых судьях в РФ", Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" и др.
В свою очередь, в ч. 2 ст. 28 ФКЗ "О судебной системе РФ" имеет место несколько иное правило, по которому полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ, тогда как по ч. 1 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ" полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются федеральным центром, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей закрепляется законами субъектов РФ, что соответствует ч. 2 комментируемой статьи. Однако в этом случае речь не идет о процессуальной деятельности, связанной с осуществлением правосудия, поскольку она на основании ч. 2 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ" регулируется только федеральным законодательством.
В настоящее время в каждом субъекте РФ приняты соответствующие нормативные правовые акты, которые предусматривают лишь назначение, но не выборы населением мировых судей, хотя в ФЗ "О мировых судьях в РФ" сказано, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта либо избираются на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. В качестве примера можно привести Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 "О мировых судьях Санкт-Петербурга", Закон Саратовской области от 16 марта 1999 г. N 12-ЗСО "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Саратовской области", Закон Пензенской области от 9 марта 2005 г. N 781-ЗПО "О мировых судьях в Пензенской области". В частности, в Законе Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 "О мировых судьях Санкт-Петербурга" подробно регулируется не только порядок назначения и деятельности мировых судей, но в приложении дается описание границ судебных участков г. Санкт-Петербурга.
В некоторых субъектах РФ предпринимались попытки определять порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей посредством актов органов исполнительной власти. В частности, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2009 г. N 588 было принято постановление об утверждении участков мировых судей - "О границах судебных участков мировых судей Авиастроительного района г. Казани". Однако решением Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2011 г. N 3-5/2011 оно было признано недействующим с момента вступления решения в законную силу, поскольку границы судебных участков мировых судей на территории субъекта РФ должны устанавливаться соответствующим законом субъекта, а не постановлением органа исполнительной власти.
 
Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
1. В силу ст. 17 ФКЗ "О судебной системе РФ" Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения в эту статью поправок. Другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Вследствие чего это основополагающее правило продублировано в ч. 1 комментируемой статьи.
Например, Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 154-ФЗ "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области" указывается на создание Полярного районного суда, постоянных судебных присутствий в ряде городов области и упразднении Терского районного суда.
2. В ч. 2 комментируемой статьи воспроизводится тезис ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в РФ", в соответствии с которым судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Это, отчасти, противоречит ч. 1 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ", указывающей, что порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей - также законами субъектов РФ. Вследствие такого противоречия в некоторых законах субъектов РФ можно встретить указание на число судебных участков и должностей мировых судей. Так, по уже упоминавшемуся в комментарии к ст. 2 Закону Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 "О мировых судьях Санкт-Петербурга" в городе учреждено двести одиннадцать судебных участков и двести одиннадцать должностей мировых судей в соответствии с федеральным законодательством.
Правила о том, что судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ, в своих решениях твердо придерживается Верховный Суд РФ. Так, в определении СК по административными делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2011 г. N 11-Г11-19 сказано, что удовлетворяя заявленные прокурором требования, нижестоящий суд обоснованно исходил из того, что границы судебных участков мировых судей на территории субъекта РФ должны быть установлены соответствующим законом субъекта РФ, а не постановлением органа исполнительной власти. При этом суд правомерно руководствовался положениями п. 1 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ", на основании которого мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ", комментируемым Законом, иными федеральными конституционными законами и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
3. Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Отсюда правило ч. 3 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе РФ", ч. 3 ст. 1 ФКЗ "О военных судах РФ" и ч. 3 комментируемой статьи, устанавливающее, что никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. При этом в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 350-О-О подчеркивается, что законодательство предусматривает введение в действие положений о передаче относящихся к ведению упраздняемых судов вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию создаваемых судов со дня назначения на должности судей создаваемых судов.
4. Общая численность судей Верховного Суда РФ и судей прочих федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Так, Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" финансовое обеспечение судов в 2011 году осуществляется исходя из штатной численности, предусмотренной ст. 8 данного закона. Например, для судей Верховного Сура РФ (включая судей Военной коллегии) установлена штатная численность в количестве 125 единиц, а для работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) - в количестве 982 единиц. Интересно отметить, что на 2012 г. предусмотрено увеличение работников аппарата Верховного Суда РФ (соответственно, и увеличение расходов на его содержание) до 1000 единиц (см. законопроект N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"). При этом увеличение штатной численности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, судей системы арбитражных судов РФ не предполагается.
Что касается судей судов общей юрисдикции, то ФЗ от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ для них на 2011 год предусмотрена штатная численность (без мировых судей) в количестве 24 032 единиц, в том числе 860 единиц для введения с 1 января 2012 года апелляционных инстанций по гражданским делам, и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 65 269 единиц. На 2012 год также планируется увеличение штатной численности, причем не только в отношении работников аппаратов судов общей юрисдикции (до 66 165 единиц), но и в отношении судей судов общей юрисдикции (без мировых судей предусмотрена штатная численность в количестве 25 015 единиц, в том числе 947 единиц для введения с 1 января 2013 года апелляционных инстанций по уголовным делам).
5. Из ч. 5 комментируемой статьи следует, что численность мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или наоборот (к примеру, в рамках законодательной инициативы Саратовской областной Думой неоднократно в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносились предложения по увеличению имеющегося числа мировых судей и судебных участков). Сегодня таким федеральным законом является упоминавшийся выше Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
 
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную декларативную норму, закрепляющую, что суды общей юрисдикции рассматривают дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Компетенция судов общей юрисдикции предусмотрена ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ. Так, в ст. 22 ГПК РФ перечисляются категории дел, которые рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства. Это:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских (в широком смысле) правоотношений;
2) дела приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений;
4) дела особого производства;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Статья 31 УПК РФ предусматривает подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции.
Статья 23.1 КоАП РФ предусматривает подсудность административных дел судам общей юрисдикции.
Гражданское, административное, уголовное судопроизводство включает в себя законодательно урегулированную деятельность суда и иных участников процессуальных правоотношений по поводу рассмотрения и разрешения споров и иных дел, возникших из подведомственных суду гражданских, административных или уголовных правоотношений.
Причем в рамках гражданского судопроизводства суды рассматривают и разрешают не только спорные, но и бесспорные дела, отнесенные законодателем именно к судебной компетенции. Это, например, такие дела, по которым стороны не спорят, но иной (внесудебной) возможности совершить действие или получить необходимый документ нет. Сюда относятся:
1) дела особого производства, например, такие как:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- об усыновлении (удочерении) ребенка;
- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
- об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
- о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
- о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
- по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
- по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства (ст. 262 ГПК РФ);
2) дела, возникающие из публичных правоотношений, например, такие как:
- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
- по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (ст. 245 ГПК РФ);
3) дела приказного производства, когда требование:
- основано на нотариально удостоверенной сделке;
- основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
- основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
- заявлено о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
- заявлено о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
- заявлено о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
- заявлено органом внутренних дел о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда (ст. 122 ГПК РФ).
При возникновении вопроса, рассматриваются ли дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, в связи с тем, что оспариваются решения, действия (бездействие) субъекта, наделенного властными полномочиями (должностного лица, государственного или муниципального служащего и т.д.), по правилам гражданского судопроизводства или же по правилам административного судопроизводства, следует руководствоваться постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 N 2 в п. 7 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются именно по правилам гражданского судопроизводства.
2. При применении п. 1 ч. 2 комментируемой статьи на практике возникает проблема разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и иными государственными судами (арбитражными, конституционными), а также между судами общей юрисдикции и негосударственными (третейскими) судами.
Одно и то же дело может быть рассмотрено как судом общей юрисдикции, так и третейским судом, но согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейским судом может рассматриваться только дело искового (спорного) характера, а также при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Причем в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции, стороны до принятия решения по спору могут заключить третейское соглашение и передать дело на рассмотрение в третейский суд.
По общему правилу, арбитражные суды рассматривают дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности между определенными субъектами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и др.) ст. 27 АПК РФ. Вместе с тем, ГПК РФ предусматривает, что если в поданном в суд заявлении будут содержаться несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, и если разделение требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. А в случае, если возможно разделение требований, то судья вынесет определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
Пункты 3 и 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" обращает внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, причем, независимо от того, какие лица - юридические или физические - являются участниками правоотношений, из которых возник спор, но за исключением трудовых споров, которые подведомственны судам общей юрисдикции.
Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" касательно разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции пояснил, что в судах общей юрисдикции независимо от состава участников правоотношений, из которых возникло требование, не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 АПК РФ).
Однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности, общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (п. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 23, 42, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 12, 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"). вопрос о подведомственности дел об оспаривании отказа в государственной регистрации редакции средства массовой информации или уклонения от такой регистрации подлежит разрешению в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, в которой организуется редакция (ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации").
Согласно ст. 27 ФКЗ "О судебной системе РФ" субъект РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ может создать Конституционный (уставный) суд субъекта РФ.
Таким образом, если принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы гражданина или организации, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, а если необходимо рассмотреть вопрос соответствия закона субъекта РФ, нормативного правового акта органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в Конституционном (уставном) суде субъекта РФ.
3. подсудность представляет собой относимость того или иного дела к компетенции определенного суда. Выделяют родовую и территориальную подсудность. Родовая определяет, к компетенции суда какого уровня судебной системы относится данное дело, а территориальная - каким именно судом определенного уровня будет рассматриваться дело.
Мировые судьи в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
6) дела об определении порядка пользования имуществом (ст. 23 ГПК РФ).
По общему правилу, именно мировыми судьями рассматриваются и разрешаются дела об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
подсудность уголовных дел мировому судье определяется ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
Районные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские дела, подведомственные судам, не отнесенные ГПК РФ к компетенции мировых судей, областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда РФ.
Аналогичная ситуация и с подсудностью уголовных дел районному суду. Районные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают уголовные дела, не отнесенные УПК РФ к компетенции мировых судей, областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда РФ (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).
подсудность дел об административных правонарушениях районному суду регулируется ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Областные и приравненные к ним суды (верховные суды республик, краевые суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов) в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
5) о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
6) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам (ст. 26 ГПК РФ);
7) об усыновлении (удочерении) детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ст. 269 ГПК РФ);
8) о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК РФ);
9) об обжаловании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (за исключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), приостановлении отставки судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей (ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации") и др.
подсудность уголовных дел областному и приравненному к нему суду установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
7) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов (ст. 27 ГПК РФ).
подсудность уголовных дел Верховному Суду РФ определяется согласно ч. 4 ст. 31 УПК РФ.
Что касается территориальной подсудности, то ее правила для рассмотрения гражданских дел предусмотрены ст. 28-32 ГПК РФ, для рассмотрения административных дел - ст. 29.5 КоАП РФ, для уголовных - ст. 32-34 УПК РФ.
Федеральным законом определенная категория дел может быть отнесена к компетенции того или иного суда.
На практике встречаются такие ситуации, когда дело отнесено к подсудности конкретного суда, но не может быть рассмотрено этим судом по разным причинам, а будет рассматриваться иным судом. Такая ситуация может возникнуть в случае, если:
1) ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
2) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
3) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
4) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Причем передача дела в такой ситуации будет осуществляться вышестоящим судом (ст. 33 ГПК РФ).
Похожие случаи для изменения территориальной подсудности дела содержатся и в ст. 35 УПК РФ.
 
 
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ    "О мировых судьях в Российской Федерации"
(с изменениями 18 июля 2011 г.)
 
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ     "О Конституционном Суде РФ"
(с изменениями от 28 декабря 2010 г.)
 
Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I     "О статусе судей в РФ"   (с изменениями 3, 8 декабря 2011 г.)
 
Основные принципы независимости  судебных органов  (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/32 и от 13 декабря 1985 г. N 40/146)
 
КОНСТИТУЦИЯ РФ  (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
 
гл. 7 Конституции, посвященную судебной власти. Предписания, содержащиеся в данной главе и статье, конкретизируют относящиеся к основам конституционного строя ст. 10 и ч. 1 ст. 11 Конституции, рассматривающие судебную власть как разновидность государственной власти, осуществляемую судами самостоятельно. Сущностное же отличие судебной власти определено именно ч. 1 комментируемой статьи - на нее возложено осуществление правосудия. Эта функция составляет монополию судов: правосудие не может быть возложено ни на какие другие органы. Как особый способ осуществления судебной власти оно по своему содержанию и форме отличается от законотворческой деятельности и от правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.
 
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В.Богданова, А.Б.Зернова, С.И.Кальянова и Н.В.Труханова"
П. 4 "Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения"
 
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23
"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей"
13. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с частью 3 статьи 328 УПК РФ разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства, как и их опрос о наличии обстоятельств, препятствующих участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и законного состава суда.
11. При составлении предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели следует иметь в виду, что согласно части 1 статьи 4 указанного Федерального закона списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года. В соответствии со статьей 10 этого Закона и частью 3 статьи 326 УПК РФ, регулирующих порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя, одно и то же лицо может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя не более одного раза в течение десяти рабочих дней в календарном году либо все время до окончания рассмотрения дела.
 
В то же время правосудие составляет исключительное предназначение судов - на них не могут возлагаться какие-либо другие полномочия, противоречащие юридической природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей.
с понятием правосудия также употребляется понятие судопроизводства. Это отражает реальные и теоретически оправданные особенности, присущие:
а) деятельности самого суда по осуществлению правосудия и
б) всей совокупности связанных с рассмотрением дел в суде процедур, основанных на актив ном участии в судопроизводстве не только суда, но и иных заинтересованных или уполномоченных субъектов. Их состав, характер их спора и складывающихся между ними правоотношений, а также продиктованная этим специфика процессуальной деятельности объективно обосновывают признание и закрепление в ч. 2 комментируемой статьи различных видов судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть.
 
Конституция обозначает четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное, каждый из которых предполагает осуществление процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в строго установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства - в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства - в ГПК и АПК; для административного судопроизводства - в ГПК, АПК и КоАП; для уголовного судопроизводства - в УК.
Суды общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 126) рассматривают дела по правилам гражданского, административного и уголовного судопроизводства (т.е. в процедурах, предусмотренных ГПК, УПК и КоАП), арбитражные же суды действуют в процедурах либо гражданского, либо административного судопроизводства, но находящих свое закрепление в едином АПК (см. п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 06.11.2003 N 390-О*(1111)).
Таким образом, действующее регулирование не исходит из строгого разграничения компетенции различных судов ни по характеру спорных правоотношений, ни по такому критерию, как виды судопроизводства, которые используются судами для рассмотрения дел.
10. Мировые судьи в субъектах Федерации создаются на основе Закона о мировых судьях; на них распространяются гарантии статуса судьи, установленные Законом о статусе судей и иными федеральными законами (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 2 Закона о мировых судьях).
Учреждение мировых судей является обязанностью законодателя субъекта РФ, только Федерация определяет их компетенцию, общее число мировых судей и судебных участков (хотя и по согласованию с субъектом Федерации), минимальные требования, предъявляемые к мировым судьям, альтернативные виды процедур назначения или избрания на должность, минимальные и предельные сроки полномочий, размеры должностных окладов и социальных выплат, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 3-8, 10 Закона о мировых судьях).
Особое положение мировых судей определяется тем, что они являются первым (низшим) звеном судебной системы РФ, относятся к судам общей юрисдикции, возглавляемым Верховным Судом РФ, т.е. организационно и инстанционно встроены в судебную иерархию, где непосредственно вышестоящим по отношению к ним является федеральный районный суд, проверяющий судебные акты мировых судей в качестве суда апелляционной инстанции (ст. 21 Закона о судебной системе РФ). Мировые судьи выносят свои судебные акты именем РФ.
К ведению субъектов Федерации согласно названным федеральным законам относятся: установление дополнительных требований к мировым судьям, создание и упразднение на основе своих законов судебных участков, где дислоцируются мировые судьи, и их должностей (при соблюдении установленного Законом их числа); выбор процедуры - из предложенных Законом вариантов - назначения на должность мирового судьи, организация его аппарата, сотрудники которого отнесены к государственным служащим субъекта РФ, и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
Таким образом, мировые судьи, не являясь федеральными судами, не могут быть признаны и относящимися исключительно к судебной системе судов субъекта Федерации - в отличие от их конституционных (уставных) судов. Принципиально, что область судоустройства, связанная с определением параметров мировой юстиции, не выводится из ведения Федерации (п. "о" ст. 71), что полномочия ее субъектов по отношению к мировым судьям осуществляются в рамках, установленных федеральным законом.
Поскольку в сфере организации судов не признается ни совместное ведение РФ и ее субъектов, ни тем более исключительные прерогативы последних, то парадигма разграничения законодательного ведения относительно мировой юстиции более всего аналогична делегированию конкретизации первичного федерального регулирования в строгих рамках, определенных федеральным законом, при достаточно узких возможностях субъектов Федерации.
 
 
Суд в уголовном процессе (статьи 29-36 УПК)
 
1. суд - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (п. 48 ст. 5 УПК). Суд первой инстанции - это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (п. 52 ст. 5 УПК), а суд второй инстанции - это суд апелляционной или кассационной инстанции (п. 53 ст. 5 УПК).
2. Согласно части первой ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:
- судьей единолично;
- судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;
- коллегией из трех федеральных судей.
Судья единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК).
Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (ч. 3 ст. 31 УПК), при условии что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК).
Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), захвате заложника (ч. 2-4 ст. 206 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), массовых беспорядках (ч. 1 ст. 212 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), шпионаже (ст. 276 УК РФ), насильственном захвате или удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), независимо от ходатайства обвиняемого, у которого в данном случае вообще нет права выбора состава суда.
Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК).
В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично (часть третья ст. 30 УПК).
В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК).
3. Только суд по результатам рассмотрения уголовного дела правомочен:
- признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
- применить к душевнобольному лицу принудительные меры медицинского характера;
- применить к несовершеннолетнему лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
- отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
 
Суд на досудебной стадии:
Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о (об):
- избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
- продлении срока содержания под стражей;
- помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
- производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- производстве обыска и (или) выемки в жилище;
- производстве личного обыска, за исключением случаев, когда личному обыску подвергается задержанный по подозрению в преступлении;
- производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
- наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
- временном отстранении обвиняемого от должности;
- наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
- контроле за телефонными и иными переговорами;
- получение информации о соединениях абонентов и (или) абонентских устройств;
- реализации или уничтожении вещественных доказательств, хранение которых при уголовном деле невозможно или затруднено из-за их физических свойств (имеется в виду подвергающиеся скорой порче, быстрому моральному старению или пришедшие в негодность товары и продукция, а равно имущество, издержки по обеспечению специальных условий хранения которого соизмеримы с их стоимостью (см. ст. 82 УПК в редакции 2010 г.).
 
 
Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).
 
 
9. Суд в уголовном процессе (статьи 29-36 УПК)
 
Законный состав суда - предусмотренный законом состав суда при рассмотрении конкретного уголовного дела. Состав суда считается законным при условии, что в него входят лица, назначенные на должность судьи в установленном законом порядке, действующие в количестве, определенном законом, и не подлежащие отводу. Постановление приговора (определения, постановления) суда незаконным составом суда считается нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену соответствующих судебных решений (п. 2 ч. 2 ст. 381 УПК РФ)
 
Состав суда - предусмотренный законом состав суда, в котором могут рассматриваться уголовные дела на территории РФ. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: 1) судья федерального суда общей юрисдикции; 2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей; 3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции; 4) мировой судья. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции (ст. 30 УПК РФ).
 
 
1. В контексте уголовно-процессуального закона суд - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (п. 48 ст. 5 УПК). Суд первой инстанции - это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (п. 52 ст. 5 УПК), а суд второй инстанции - это суд апелляционной или кассационной инстанции (п. 53 ст. 5 УПК).
2. Согласно части первой ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:
- судьей единолично;
- судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;
- коллегией из трех федеральных судей.
Судья единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК).
Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (ч. 3 ст. 31 УПК), при условии что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК).
Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), захвате заложника (ч. 2-4 ст. 206 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), массовых беспорядках (ч. 1 ст. 212 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), шпионаже (ст. 276 УК РФ), насильственном захвате или удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), независимо от ходатайства обвиняемого, у которого в данном случае вообще нет права выбора состава суда.
Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК).
В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично (часть третья ст. 30 УПК).
В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК).
3. Только суд по результатам рассмотрения уголовного дела правомочен:
- признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
- применить к душевнобольному лицу принудительные меры медицинского характера;
- применить к несовершеннолетнему лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
- отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о (об):
- избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
- продлении срока содержания под стражей;
- помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
- производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
- производстве обыска и (или) выемки в жилище;
- производстве личного обыска, за исключением случаев, когда личному обыску подвергается задержанный по подозрению в преступлении;
- производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
- наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных

Лучшая система размещения статей
Написал - kolobok

Как увидеть статью полностью ?
07 октябрь 21:10
2




Задать свой вопрос юристу