64. Создание юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




Понятие и признаки ЮЛ .

 

Статья 48. Понятие ЮЛ

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЮЛ должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. В связи с участием в образовании имущества ЮЛ  его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого ЮЛ  либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

Коммент Статья 48. Понятие ЮЛ

1. Независимо от того, к какому виду относится ЮЛ , оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.

2.  признаки ЮЛ :

ЮЛ  - это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права.

Организации, не признанные ЮЛ законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны ЮЛ и регистрироваться в этом качестве.

2. ЮЛ  должно иметь самостоятельный баланс или смету и, как правило, счет в банке.

Как субъект гражданского права ЮЛ  характеризуется следующими признаками:

-------------------------------------------------А)

а) имущественной обособленностью и

б) юридической самостоятельностью.

Имущественная обособленность ЮЛ  выражается в обособлении его имущества от имущества иных субъектов. Обособленное имущество (денежные средства, вещи и т.д.) находится в обладании ЮЛ  на праве собственности или ином вещном праве и обеспечивает возможность участвовать в экономических отношениях и нести имущественную ответственность. Учредители юридических лиц по общему правилу не отвечают по их долгам. В соответствии с ГК РФ ЮЛ, кроме лиц, финансируемых собственником учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Юридическая самостоятельность - ЮЛ  от своего имени приобретает имущество, совершает сделки, отвечает в суде, может подавать иски.

Если главные индивидуализирующие признаки гражданина как субъекта - его имя и место жительства, то для ЮЛ  такими признаками являются:

------------------------------------------------Б)

а) наименование и

б) место нахождения.

Наименование любого ЮЛ  кроме собственно названия должно содержать информацию об его организационно-правовой форме.

Пример. Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат".

Наименование некоммерческих организаций (учреждение, фонд, ассоциация и т.д.) кроме наименования и места нахождения должно содержать указание на характер деятельности.

Пример. Негосударственное музыкально-образовательное учреждение "Сюита".

Место нахождения ЮЛ  определяется местом его государственной регистрации. Место государственной регистрации определяется, в свою очередь, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ .

------------------------------------------------В)

3. Кроме особенностей, характерных для всех субъектов гражданского права, правосубъектность юридических лиц отличается и специфическими чертами. В том числе:

а) правоспособность ЮЛ  должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах;

б) отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, ЮЛ  согласно ст. 49 ГК РФ может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);

в) дееспособность ЮЛ  обычно особо не выделяется - она предполагается как юридическое качество его органов.

Наделение организаций качеством ЮЛ  является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, для обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов. ЮЛ  может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Правоспособность ЮЛ  возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

ЮЛ  считается созданным с момента государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Гражданский кодекс предусматривает принятие специального закона о регистрации юридических лиц, который детализирует порядок регистрации.

------------------------------------------------Г)

5. Учредительные документы ЮЛ  - главные его документы. ЮЛ действуют на основании положений этих документов.

В соответствии с ГК РФ учредительными документами ЮЛ  являются:

- устав;

- учредительный договор.

В зависимости от организационно-правовой формы ЮЛ  требуется установленное законом наличие или сочетание этих учредительных документов. ПРИМЕР, ОАО действуют на основании только устава, ООО - на основании устава и учредительного договора (до 01 июля 2009 г.), а товарищества - на основании только учредительного договора.

Гражданский кодекс в качестве исключения допускает возможность деятельности некоммерческих организаций в качестве субъекта гражданского права без устава и учредительного договора, на основании общих положений об организациях данного вида. К организациям, не имеющим учредительных документов, но являющимся юридическими лицами, в частности, относятся государственные корпорации.

Учредительные документы всех видов юридических лиц должны содержать как минимум следующие сведения:

а) наименование;

б) место нахождения;

в) порядок управления деятельностью ЮЛ .

Другие необходимые сведения, которые должны включаться в учредительные документы, определяются гражданским законодательством, регулирующим порядок создания и деятельности соответствующего вида ЮЛ . В частности, ГК РФ и закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" для данного типа коммерческих организаций предусматривают необходимость включения в учредительные документы, кроме общих сведений (название, место нахождения, порядок управления), дополнительных:

- условия о размере уставного капитала;

- о размере долей участников;

- о порядке внесения вкладов и ряд других.

Изменения учредительных документов ЮЛ  подлежат государственной регистрации и по общему правилу приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации.

6. Правосубъектность (праводееспособность) ЮЛ  в той части, которая относится к дееспособности, осуществляется через органы ЮЛ .

Органами ЮЛ  могут быть директор (генеральный директор, президент и т.д.), правление и др. Вид, наименование и компетенция органов ЮЛ  определяется законодательством о соответствующей группе юридических лиц и учредительными документами этого лица.

Действия органа ЮЛ  (например, генерального директора) - это действия самого ЮЛ , которое и только которое приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности. Сообразно этому указанные органы имеют право действовать от имени ЮЛ  без доверенности.

7. От органов ЮЛ  необходимо отличать структурные подразделения этого лица: департаменты, отделы, управления и т.д. Структурные подразделения всего лишь характеризуют внутреннее, организационное строение субъекта; они не могут выражать своими действиями вовне волю собственно ЮЛ . Безусловно, что структурные подразделения могут, например, вести служебную переписку. Но эти действия не являются действиями ЮЛ .

К структурным подразделениям ЮЛ  относятся также представительство и филиал, отдаленные от места нахождения ЮЛ  территориально.

Представительство - это обособленное подразделение ЮЛ , расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы ЮЛ  и осуществляет их защиту.

Филиал - это обособленное подразделение ЮЛ , которое также расположено вне места нахождения ЮЛ  и осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Филиал по объему выполняемых функций значительно превышает представительство.

И представительства, и филиалы, как и другие структурные подразделения, не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители - на основании доверенности, выданной органом ЮЛ .

8. ЮЛ  создается, как правило, на неопределенный срок. Все в этом мире рано или поздно изменяется и прекращается. Так и "правовая судьба" ЮЛ  может быть изменена или прекращена. Существенное изменение главных признаков ЮЛ  происходит путем его реорганизации.

Реорганизация ЮЛ  может быть осуществлена в пяти формах:

- слияния;

- присоединения;

- разделения;

- выделения;

- преобразования.

Слияние - это соединение двух или более лиц в одно. При слиянии юридических лиц эти лица прекращаются, а права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникающему ЮЛ .

Присоединение - к одному лицу присоединяется, "вливается" другое. Присоединяющееся лицо прекращается, а его права и обязанности переходят к "остающемуся".

Разделение - форма реорганизации, противоположная слиянию - ЮЛ  разделяется на два или более новых лиц. При разделении ЮЛ  следует его прекращение, а права и обязанности переходят к вновь созданным лицам.

Выделение - форма реорганизации, противоположная присоединению - из существующего ЮЛ  выделяется, "отпочковывается" новое лицо (или несколько лиц), к которому переходит часть прав и обязанностей материнского лица.

Преобразование - изменение организационно-правовой формы субъекта, своего рода "преображение" ЮЛ . При данной реорганизации также прекращается первоначальное лицо, но одновременно с этим возникает новое, принимая на себя все права и обязанности преобразуемого лица. Так, производственный кооператив может быть преобразован в общество с ограниченной ответственностью.

В четырех формах реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) происходит прекращение ЮЛ . В пятой форме (выделение) лицо появляется без прекращения иных лиц. Но всех формах реорганизации законодатель обеспечивает стабильность экономических отношений и интересы третьих лиц путем конструкции правопреемства.

Правопреемство - необходимое условие при реорганизации юридических лиц. ГК РФ в ст. 58 и 59 предусматривает решение вопросов правопреемства, при котором в зависимости от формы реорганизации применяются разделительные балансы или передаточные акты. Указанные документы утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

Реорганизация в любой форме может быть осуществлена по решению учредителей (участников) ЮЛ  или органа ЮЛ , уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в формах слияния, присоединения или преобразования - с согласия уполномоченных государственных органов (например, в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке).

Учредители (участники) ЮЛ  или орган, принявший решение о реорганизации, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизованного ЮЛ . Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства реорганизуемого ЮЛ  и возмещения убытков. При невозможности определения правопреемника вновь возникшие ЮЛ несут солидарную ответственность по указанным обязательствам.

ЮЛ  считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

 

Основные виды юридических лиц

 

Виды юридических лиц - это подразделения всей системы юридических лиц - основные группы организаций, отражающих состояние и направления экономико-социальной и духовной жизни общества, участие граждан в различных объединениях, имеющих гражданскую правосубъектность.

2. Классификация юридических лиц, предусмотренные Гражданским кодексом:

а) по целям деятельности;

Коммерческие организации - это ЮЛ, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Коммерческие организации включают три основные разновидности:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

некоммерческие организации. Некоммерческие организации - это ЮЛ, не имеющие в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие свою прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды

б) по правам учредителей на имущество ЮЛ ;

ЮЛ, учредители которых имеют обязательственные права по отношению к имуществу этих лиц; К первой группе лиц принадлежит, в частности, большинство коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы). Переданное учредителями имущество становится собственностью таких лиц, а учредители "в ответ" получают определенные обязательственные права по отношению к лицу и его имуществу: приобретают право участвовать в управлении лицом, право на часть прибыли и т.д.

ЮЛ, учредители которых имеют право собственности на имущество этих лиц; Вторая группа юридических лиц не является собственником переданного им имущества. Имущество остается у учредителя в собственности, а учрежденные им лица владеют имуществом на иных, особых и ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. К лицам этого вида относятся унитарные предприятия и учреждения. К третьей группе относится большинство некоммерческих организаций. Учредители этих лиц не обладают какими-либо правами (обязательственными или вещными) по отношению к этим лицам и их имуществу. К таким лицам, в частности, относятся общественные и религиозные организации, фонды.

ЮЛ, учредители которых не имеют прав на имущество этих лиц.

в) по форме собственности на имущество юридических лиц. деление юридических лиц по признаку формы собственности, государственности - государственные (унитарные предприятия, публичные образования) и негосударственные ЮЛ. 

организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью и действующие на своей "собственнической" основе (праве собственности; праве хозяйственного ведения и др.);

управленческие, социально-культурные и иные субъекты, действующие на основе и в пределах публичной (государственной) собственности или иных собственнических отношений.

на корпорации (имеющие членство - хозяйственные общества, кооперативы) и учреждения (не имеющие членства - фонды, автономные некоммерческие организации);

на частные и публичные и пр.

 

Постановление П ВС РФ и П ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»

 

21. Согласно пункту 2 статьи 54 Кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определения места регистрации, должен быть установлен законом о регистрации юридических лиц (пункт 1 статьи 51 Кодекса). Учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "O введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" введен в действие с 1 июля 2002 г.

 

22. При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56  Кодекса), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.

Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов. Следует также иметь в виду, что положения, предусмотренные частью второй пункта 3 статьи 56 Кодекса, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (пункт 1 статьи 75, пункт 2 статьи 82 Кодекса), а также производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (пункт 2 статьи 107).

23. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 61). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

24. Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (пункт 3 статьи 61 Кодекса), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК (аналогия закона).

25. При ликвидации юридических лиц, в том числе в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве), требования кредиторов удовлетворяются в очередности, определенной пунктом 1 статьи 64 ГК (пункт 3 статьи 65). При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц следует исходить из того, что имущество должника, признанного судом несостоятельным (банкротом), которое являлось предметом залога, подлежит включению в общую конкурсную массу имущества, а требования кредитора-залогодержателя удовлетворяются за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов двух первых очередей, в том числе не являющегося предметом залога.

Расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (пункт 1 статьи 30 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

 

Комментарий ГАРАНТа

См. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

 

26. При разрешении споров о признании недействительными актов о регистрации юридических лиц суд исходит из того, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 года хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества предоставлено соответствующим государственным органам или органам местного самоуправления федеральным законом, а также иными правовыми актами, изданными до введения Кодекса в действие (пункт 4 статьи 66).

Недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие Кодекса государственными органами или органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ (статья 168).

В случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учредителем (участником) признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

27. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что предусмотренное статьей 94 ГК положение о праве участника общества с ограниченной ответственностью в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников является императивной нормой.

Поэтому условия учредительных документов названных обществ, лишающие участника этого права или ограничивающие его, должны рассматриваться как ничтожные, т.е. не порождающие правовых последствий.

28. Учитывая, что исключение участника из общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью фактически является изменением условий соответствующего учредительного договора (расторжением его в отношении данного участника), таковое может быть осуществлено лишь в случаях, предусмотренных законом или учредительными документами общества, а также при существенном нарушении соответствующим участником общества условий учредительного договора (статья 450 Кодекса).

29. Если акционер (участник) хозяйственного общества состоит с последним в трудовых отношениях, то прекращение в установленном порядке указанных отношений само по себе не влечет изменения статуса данного лица как акционера (участника).

30. При применении статьи 94 ГК следует иметь в виду, что до принятия закона об обществах с ограниченной ответственностью при рассмотрении требований о выплате выходящему из такого общества участнику стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества, необходимо руководствоваться порядком, способом и сроками выплаты, предусмотренными учредительными документами соответствующего общества, если указанные условия не противоречат ГК.

 

Комментарий ГАРАНТа

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" принят 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ, введен в действие с 1 марта 1998 г.

 

31. Учитывая, что основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение обязательных для него указаний основного общества (товарищества) (часть вторая пункта 2 статьи 105 Кодекса), оба юридических лица привлекаются по таким делам в качестве соответчиков в порядке, установленном процессуальным законодательством.

При этом необходимо иметь в виду, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.

32. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181.

При удовлетворении иска в мотивировочной части решения суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В этом случае последствия недействительности ничтожной сделки применяются судом по требованию любого заинтересованного лица либо по собственной инициативе.

В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

33. При разрешении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, предъявленных по истечении трех лет со времени возникновения права на их удовлетворение, следует иметь в виду, что в силу статьи 208 ГК платежи за прошлое время взыскиваются не более, чем за три года, предшествовавших предъявлению иска, а не со дня обращения в суд.

 

Создание ЮЛ  требует подготовить следующие данные (техническое задание) для разработчика учредительных документов:

  •  
    •  
      • наименование и организационно-правовая форма
      • место расположения органа управления (юр. адрес)
      • величина уставного капитала
      • распределение уставного капитала между учредителями
      • порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда)
      • схема управления организацией, компетенция органов управления
      • данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации ЮЛ )

       Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.

       Создание ЮЛ  - основные этапы:

  •  
    •  
      • проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей
      • заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества
      • утверждение устава (на основе разработанного проекта)
      • оформление протокола общего собрания учредителей
      • оплата госпошлины за регистрацию организации
      • оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда)
      • передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение Министерства юстиции)
      • получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа
      • нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов
      • постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции
      • заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках
      • открытие в банке расчетного счета

 

Государственная регистрация юридических лиц

 

Статья 51   ГК РФ -  ЮЛ  подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

 

Статья 333.33 НК РФ (Вступает с 01.02.2012 г. - 1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:  1) за государственную регистрацию ЮЛ , за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 4 000 рублей;

 

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

 1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

 2. Государственная регистрация ЮЛ  осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ  без доверенности.

 

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно……..

1.2. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

 

1.3. При государственной регистрации ЮЛ  заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого ЮЛ  или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ ;

б) учредитель или учредители ЮЛ  при его создании;

в) руководитель ЮЛ , выступающего учредителем регистрируемого ЮЛ ;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации ЮЛ ;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного ЮЛ  - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного ЮЛ , правопреемник реорганизованного ЮЛ  - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного ЮЛ  - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного ЮЛ , правопреемник реорганизованного ЮЛ  - участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого ЮЛ  или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого ЮЛ , а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, а также при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

 

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого ЮЛ

При государственной регистрации создаваемого ЮЛ  в регистрирующий орган представляются:

 

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации …. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам ЮЛ  данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании ЮЛ  соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания ЮЛ ;

б) решение о создании ЮЛ  в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы ЮЛ  в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы ЮЛ  в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

 

Коммент 52 ГК РФ:

Статья 52. Учредительные документы ЮЛ

1. Учредительными являются документы, на основании которых согласно закону регистрируются и действуют ЮЛ. Положения учредительных документов обязательны для ЮЛ  в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами.

Закон называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организациях данного вида. ЮЛ действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов - и учредительного договора, и устава.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В частности, первичные профсоюзные организации могут действовать на основании общего положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного на съезде (конференции) соответствующего профессионального союза (см. ст. 3, 8 Закона о профсоюзах).

2. Учредительные документы ЮЛ  должны содержать определенный законом минимум условий (необходимые условия)*(38).

Абзац 1 п. 2 ст. 52 ГК устанавливает перечень условий, подлежащих включению в учредительные документы (устав, учредительный договор) всех юридических лиц (наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ  и др.). Применительно к отдельным видам юридических лиц этот перечень конкретизируется и дополняется соответствующими статьями ГК и специальными законами об этих юридических лицах.

В учредительных документах юридических лиц, обладающих в соответствии с законом специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации, биржи и др.), должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ . Учредители (участники) коммерческой организации вправе указывать в ее учредительных документах предмет и цели деятельности и в тех случаях, когда по закону это не является обязательным. При этом под предметом следует понимать виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом (торговля, строительство, банковское дело и т.п.). Целью деятельности является достижение определенного результата, различают коммерческие и некоммерческие (благотворительные, образовательные, религиозные, потребительские и др.) цели.

Учредительный договор регулирует создание ЮЛ  и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора как учредительного документа ЮЛ  соответствующей организационно-правовой формы.

Статья не содержит ответа на вопрос о порядке разрешения возможных противоречий между содержанием учредительного договора и устава ЮЛ , действующего на основании названных учредительных документов.

3. Пункт 3 ст. 52 ГК касается вопроса юридической обязательности изменений, вносимых в учредительные документы, для ЮЛ  и его учредителей (участников) в их отношениях с третьими лицами.

По общему правилу изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Законом могут устанавливаться случаи, когда изменения определенного вида приобретают силу для третьих лиц не с момента регистрации, а с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Вместе с тем ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. В частности, данное правило препятствует удовлетворению требований учредителей (участников) о признании недействительными сделок ЮЛ , заключенных с третьими лицами, по мотивам отсутствия государственной регистрации соответствующих изменений.

 

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного ЮЛ  - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

 

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ  без доверенности.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. (ВЫШЕ НАПЕЧАТАНО)

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

 

 

 

 

 

Образование и прекращение юридических лиц

 

Возникновение и прекращение ЮЛ

 

Возникновение. ЮЛ возникают первоначально (учреждаются) или в результате реорганизации других юридических лиц как их правопреемники. Выделяют несколько способов возникновения юридических лиц.

А) явочно-нормативный способ, при котором для государственной регистрации ЮЛ  учредителю (учредителям) достаточно заявить об этом в регистрирующий орган, который не вправе проверять решение о необходимости и целесообразности создания ЮЛ  и отказать в его регистрации при формальном наличии всех необходимых документов.

Б) уведомительный способ, используемый, в частности, при создании (государственной регистрации в качестве ЮЛ ) профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые могут функционировать и без приобретения статуса ЮЛ , т.е. без государственной регистрации (абз. 2, 9 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах).

В) разрешительный способ, при котором учредители должны получить разрешение (санкцию) со стороны того или иного государственного органа (в частности, антимонопольного),

Г) распорядительный, когда ЮЛ  возникает в силу волевого акта компетентного государственного органа (он был распространен в СССР, сегодня таким способом - путем принятия специального закона - возникают государственные корпорации).

 

Всякое ЮЛ  (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам: подготовка заинтересованными лицами учредительных документов (устава и учредительного договора) в письменной форме и их представление в регистрирующий орган; государственная регистрация ЮЛ  (ст. 51, 52 ГК).

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу ЮЛ действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

ПРИМЕР: На основании устава действуют акционерные общества (п. 3 ст. 98 ГК), все кооперативы (п. 1 ст. 108, п. 2 ст. 116 ГК), а также фонды (п. 4 ст. 118 ГК). Только на основании учредительного договора функционируют хозяйственные товарищества (ст. 70, 83 ГК). На основании устава и учредительного договора действуют объединения юридических лиц (п. 1 ст. 122 ГК). Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью действуют на основании учредительного договора и устава, если же они являются одночленными - только на основании устава (п. 1 ст. 89 ГК). При наличии учредительного договора и устава закон отдает предпочтение положениям устава, причем как во внутренних, так и во внешних отношениях (п. 5 ст. 12 Закона об ООО).

Примечательно и то, что Закон о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 14) рассматривает учредительный договор и как основной учредительный документ (в ассоциациях и союзах), и как факультативный учредительный документ, который может заключаться дополнительно к уставу по желанию учредителей (в некоммерческих партнерствах и автономных некоммерческих организациях). В то же время известно мнение, что одновременное наличие устава и учредительного договора избыточно, а также пожелание отказаться от одного из этих документов в пользу другого: учредительный договор мог бы использоваться в формах, предполагающих личное участие учредителей (участников) в деятельности ЮЛ , а устав - в остальных случаях. При этом возникновению уставных организаций мог бы предшествовать договор о создании ЮЛ , не являющийся учредительным документом*(223).

Учредительный договор заключается, а устав - утверждается учредителями (участниками) ЮЛ  (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

Закон предъявляет ряд обязательных требований к содержанию учредительных документов, одни из которых относятся ко всякой организации (наименование, место нахождения, порядок управления), другие - к некоторым (определенным) организациям (в частности, ко всем некоммерческим, унитарным предприятиям, а также к другим коммерческим организациям в зависимости от их формы - ст. 12 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО).

Согласно п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительные документы некоммерческой организации должны определять ее наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (если организация имеет членство), источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества при ликвидации и иные положения в соответствии с законом.

Учредительные документы ЮЛ  могут содержать и другие сведения кроме тех, о которых Закон говорит прямо.

Предмет и цели деятельности ЮЛ  закрепляются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет: а) о некоммерческих организациях; б) унитарных предприятиях; в) других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных Законом. Соответственно, если по закону определение предмета и цели деятельности ЮЛ  не обязательны, никто не может обязать учредителей (участников) сделать это, сами же они вправе определить предмет и цели деятельности ЮЛ , даже если по закону это не обязательно. Определение в учредительных документах предмета и цели деятельности ЮЛ  свидетельствует о его специальной правоспособности. Отдельно Закон устанавливает, какие сведения должен содержать учредительный договор (п. 2 ст. 52 ГК, п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В учредительные документы могут вноситься изменения, которые для третьих лиц обычно приобретают силу с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК).

Если ЮЛ  возникает путем слияния двух или нескольких юридических лиц, договор о слиянии, подписанный всеми участниками ЮЛ , создаваемого в результате слияния, может быть заменителем учредительного договора. Так делается в ООО и В ОДО. В акционерных обществах учредительный договор отсутствует.

Государственная регистрация ЮЛ  основывается на решении регистрирующего органа и сопровождается включением данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Федеральные законы могут устанавливать специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона о регистрации). ПРИМЕР: политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций и иных юридических лиц - Федеральная регистрационная служба Минюста России, кредитной организации - Банк России.

 

Реорганизация. Понятие "реорганизация" закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением).

Реорганизация возможна в пяти формах (которые для удобства можно представить в виде следующих формул с минимальным набором символов):

а) слияние (A + B = C);

б) присоединение (A + B = A);

в) разделение (A = B + C);

г) выделение (A = A + B);

д) преобразование (A -> B).

 

Приведенные формулы позволяют разделить процессы реорганизации на три группы.

В первой группе процессы возникновения и прекращения одного (нескольких) юридических лиц протекают параллельно. Так, при слиянии вместо прекращающих существование A и B возникает C, при разделении - вместо прекращающего существование A возникают B и C, наконец, при преобразовании вместо прекращающего существование A возникает B.

Во второй группе (к которой относится только присоединение, иначе - поглощение, вливание) процесс прекращения ЮЛ  (B) не сопряжен с возникновением какого-либо ЮЛ , а потому присоединение - только способ прекращения юридических лиц.

В третьей группе (к которой относится только выделение) процесс возникновения ЮЛ  (B) не сопряжен с прекращением какого-либо ЮЛ , а потому выделение - это только способ возникновения юридических лиц.

Никакие другие формы реорганизации (помимо пяти названных) невозможны, однако возможны комбинации разных форм реорганизации, например: разделения или выделения, осуществляемые совместно со слиянием или с присоединением.

Все указанные формы реорганизации осуществляются добровольно, т.е. по собственному желанию учредителей (участников) и их решению или по решению уполномоченного органа ЮЛ  (п. 1 ст. 57 ГК).

В то же время разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа в отношении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, в случае если они занимают доминирующее положение и систематически осуществляют монополистическую деятельность*(227)).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК реорганизация ЮЛ  по решению государственного органа может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченными ими органом или органом ЮЛ , уполномоченным на реорганизацию учредительными документами (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий - лицо, специально назначенное судом по иску государственного органа для реорганизации ЮЛ  (принудительная реорганизация).

Слияние, присоединение и преобразование не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами, в частности антимонопольными (п. 3 ст. 57 ГК).

Кроме того, слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы. Это означает, что, к примеру, ОАО  может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие - один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

Преобразование предполагает смену одной организационно-правовой формы на другую (п. 5 ст. 58 ГК), например акционирование унитарного предприятия, т.е. преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Свобода преобразования ограничивается законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях), при этом иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, хозяйственные общества не могут преобразоваться в хозяйственные товарищества (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104 ГК), однако акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 Закона об АО), унитарное предприятие - в учреждение (ст. 34 Закона об УП), некоммерческое партнерство и частное учреждение - в хозяйственное общество, а объединение юридических лиц (ассоциация или союз) - в хозяйственное общество или товарищество (см. пп. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Понятно, что преобразование коммерческой организации в некоммерческую сопряжено с переходом от универсальной (по общему правилу) правоспособности к специальной, а преобразование некоммерческой организации в коммерческую - с переходом от специальной правоспособности к универсальной (по общему правилу).

Специфической чертой всякой реорганизации независимо от ее формы является универсальное правопреемство, т.е. процесс перехода прав и обязанностей как единого целого от одного ЮЛ  (правопредшественника) к другому ЮЛ  (правопреемнику). Правопреемство охватывает все права и обязанности ЮЛ , а не только вытекающие из обязательств с его участием (как это может ошибочно показаться исходя из п. 1 ст. 59 ГК).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему ЮЛ .

При разделении ЮЛ  его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При присоединении одного ЮЛ  к другому права и обязанности первого переходят ко второму.

При выделении из состава ЮЛ  одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ .

Наконец, при преобразовании ЮЛ  к вновь возникшему ЮЛ  переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ  (ст. 58 ГК).

Формально правопреемство документируют: передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении) (п. 1 ст. 59 ГК). Если разделение или выделение происходит одновременно со слиянием или с присоединением, разделительный баланс выполняет функции передаточного акта (п. 8 ст. 19.1 Закона об АО).

Помимо передаточного акта и разделительного баланса, предусмотрено заключение договора о слиянии (между сливающимися обществами) или присоединении (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) для соответствующих форм реорганизации. Договоры о слиянии и присоединении, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать ряд существенных условий, определяемых законом (п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об АО). В ООО, ОДО  (договор о слиянии заменяет учредительный договор и признается учредительным документом общества, создаваемого путем слияния (см. п. 3 ст. 52 Закона об ООО).

 

Процесс реорганизации ЮЛ  затрагивает интересы его кредиторов.

1. Согласно п. 1 ст. 60 ГК лица, принявшие решение о реорганизации ЮЛ , обязаны письменно уведомить об этом его кредиторов. Им небезразличны любые формы реорганизации - будь то слияние, в результате которого возникает одно большое, но совсем не обязательно "экономически благополучное" ЮЛ , или разделение, в результате которого возникают несколько мелких юридических лиц. Реорганизация ЮЛ  в любой ее форме сопряжена с универсальным правопреемством, т.е. переходом всех прав и обязанностей как единого целого от одного субъекта к другому. Поскольку в этом случае не применяется правило о необходимости согласования кредитором сделки по переводу должником своего долга на другое лицо (п. 1 ст. 391 ГК), и, следовательно, кредитор не может воспрепятствовать переводу долга (а также самой реорганизации должника), согласно п. 2 ст. 60 ГК до реорганизации должника кредитор вправе потребовать от него или прекращения обязательства (гл. 26 ГК), или досрочного его исполнения, а кроме того - возмещения убытков, иначе кредитору придется "иметь

autosurf
Написал - kolobok





Задать свой вопрос юристу