7. Правовая природа и назначение судебной власти в современном государстве.

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




ФУНКЦИИ СУДОВ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Анишина В.И., заместитель руководителя отдела конституционного права, доцент кафедры конституционного права РАП, кандидат юридических наук, судья в отставке.

 

Конституция Российской Федерации установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ведущим принципом является самостоятельность органов каждой из них.

Принцип самостоятельности судебной власти базируется прежде всего на собственных государственно-властных функциях в системе государственной власти, обособленных и принадлежащих только ей. Сам Термин "функция" неоднозначно воспринимается различными представителями правовой науки, вопрос о его использовании до сих пор остается спорным. Не входя в детальное исследование этой полемики, отметим лишь, что присоединяемся к сторонникам употребления этого термина для определения основных направлений деятельности судебной власти <1>. При этом придерживаемся мнения о том, что функции судебной власти не только напрямую производны от функций государства, но и в своем содержании базируются на функциях права.

В правовой науке под функциями государства понимают такие направления его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления <2>. В функциях государственных органов раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в механизме государства. Кроме того, функции государства носят эволюционный характер, изменяются по мере развития общественных отношений и государственно-правовой системы

Как утверждал Л.А. Григорян, государство и органы государственной власти выполняют регулятивную, организаторскую и охранительную функции, то есть государство регулирует общественные отношения и охраняет их <5>. Суд являлся одним из таких органов и выполнял функции социалистического государства, причем его функции не выделяются, а, наоборот, утверждают, что этот орган государства участвует в реализации всех государственных функций наравне с другими государственными органами <6>.

Цели и назначение, функции, основные ценностные ориентиры в организации любого цивилизованного государства определяются уровнем развития общественных отношений, уровнем "зрелости" государственных институтов, общеправовой и общечеловеческой культурой самого общества. Нельзя не согласиться с А.Д. Сахаровым, который видел назначение государства в обеспечении прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене <7>. Развивая эту идею, профессор М.И. Байтин говорит о том, что общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечивать общесоциальную направленность в содержании всех осуществляемых им функций <8>.

 Доктрина разделения властей предполагает распределение функций государства между его ветвями, поскольку деятельность каждой из них имеет специфический характер, обусловленный "специализацией" данной власти в системе управления обществом.

Каждая из ветвей власти занимает в этом функциональном механизме свое место. Законодатель создает регулирующий инструмент для поведения социума, исполнительная власть проводит его в жизнь. Основная же нагрузка по "отлаживанию" механизма, разработанного двумя названными ветвями власти, ложится на судебную власть. В сложных условиях реформирования российской государственности она обеспечивает такое направление в механизме государства как разрешение социального и правового конфликта, то есть основная функциональная нагрузка по достижению социального мира выполняется судом. В самой сущности правосудия как основной функции судебной власти заложена идея разрешения общественных противоречий, достижение социального компромисса на основе права.

 

    К числу функций правового государства относится и судебная защита прав и свобод. При этом функция судебной власти заключается в разрешении возникающих в обществе конфликтов правового характера

 

    Из данного понимания функций государства и права следует вывод о том, что функции судебной власти не только являются частью направлений деятельности государства по организации современного социума (разрешение социальных конфликтов, сохранение социального мира и правопорядка как основное направление деятельности судебной власти). Они также содержательно определяются регулятивной и охранительной функцией права, поскольку функции судебной власти осуществляются исключительно правовыми средствами, в правовом пространстве и направлены на реализацию права в целом. Функциональная самостоятельность судебной власти определяется как выделением ее собственных, специфических направлений деятельности в системе государственного управления обществом, так и жесткой связанностью их с действием права. Эти основные теоретические постулаты приводят к выводам о своеобразии и особенностях функций судебной власти.

Конституция или законодательство не указывают прямо на перечень функций судебной власти. Однако функции правосудия и конституционного судебного контроля <15> прямо закреплены в ст. ст. 118 и 125 Конституции Российской Федерации. Это исключительные функции судебной власти, никакая другая власть или ее отдельные органы или общественные институты не вправе их осуществлять. Конституционно также закреплены некоторые из важнейших форм реализации функции судебного контроля в уголовном судопроизводстве, которые также принадлежат исключительно суду. Статья 22, к примеру, устанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Судебная власть выполняет и другие функции в государственно-правовой системе Российской Федерации. К примеру, М.Р. Чарыев относит к ним правосудие, судебный контроль, конституционный контроль, толкование Конституции РФ (основные) и судебный надзор, воспитательную функцию, функцию предупреждения правонарушений, выступление с законодательной инициативой, обобщение судебной практики и анализ судебной статистики и др. (вспомогательные) <16>. Другие авторы определяют круг функций судебной власти иначе <17>, однако для целей нашего исследования важно, что в их составе все исследователи выделяют те направления деятельности, которые представляют собой исключительные прерогативы судебной власти и подтверждают наш вывод о функциональной обособленности судебной власти. Соответственно наш постулат о функциональной составляющей принципа самостоятельности судебной власти базируется не только на конституционных нормах, но и на анализе природы функций государства и права и находит свое подтверждение в конституционных и теоретических положениях правовой науки.

Природа организации и деятельности судебной власти в современной российской государственно-правовой системе базируется на основополагающей идее ее самостоятельности, что призвано обеспечить реализацию названных функций в целях достижения сущностных задач судебной власти как гаранта социального мира и господства права. Функции как основные направления деятельности судебной власти обусловливают состав ее полномочий в системе государственно-властного механизма.

 

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.


Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время Судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

 

 

Судебная система Российской Федерации

 

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, в целом составляющие судебную систему РФ.

 

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Статья 118 КРФ:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

 

К федеральным судам относятся: 

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Примечание. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, а также является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к другим судам этой категории.

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

- Дисциплинарное судебное присутствие.

 

К судам субъектов РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются жителями соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

 

Мировой судья рассматривает в первой инстанции дела:

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"

- подсудные ему уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

- о выдаче судебного приказа;

- о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении или ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

- по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

- об определении порядка пользования имуществом;

- об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи;

- иные дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами.

 

Районный суд (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районные суды являются основным звеном судебной системы, в них рассматривается большая часть уголовных дел, а также гражданских и административных дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

 

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

НПА: 1) Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"  2) Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" 

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

4. Военная коллегия рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

5. Военная коллегия рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

1) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

2) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

6. Военная коллегия рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Статья 13. Окружной (флотский) военный суд

1. Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

2. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

3. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

 

Верховный суд субъекта РФ - верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Статья 20. 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации":   Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

1. Положения настоящей статьи направлены не только на определение места данной категории судов в судебной системе РФ но, в первую очередь, на определение понятия и содержания категории судов субъектов РФ. Часть 1 настоящей статьи определяет перечень органов власти, составляющих собой понятие судов общей юрисдикции субъектов РФ. В их число входят:

- Верховные суды республик в составе РФ;

- краевые (областные) суды;

- суд автономной области и автономных округов;

- суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

Указанные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Исходя из анализа указанных положений, можно сделать вывод, что в категорию суды субъектов РФ входят высшие судебные инстанции общей юрисдикции, образованные на территории субъекта РФ. Причем в данном случае, в отличие от общей системы судов общей юрисдикции, речь идет лишь о разграничении по территориальному признаку, что исключает из данной категории военные и специализированные суды.

В тоже время нормы настоящей статьи направлены на определение общей компетенции судов субъектов РФ, которая фактически соответствует компетенции Верховного суда РФ, но при ее территориально ограничении рамками конкретного региона. При этом следует заметить, что ч. 1 настоящей статьи предусматривает возможность отправления правосудия данной категорией судов в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Деятельность в качестве суда первой инстанции предполагает рассмотрение спора по существу в соответствии с компетенцией, определенной специальными законодательными актами. Надзорное производство возбуждается на основании представленной жалобы или протеста прокурора на вступившее в законную силу решение суда, причем надзорное производство направлено на обеспечение проверки соблюдения процессуального порядка разбирательства дела. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам указывает на необходимость пересмотра дела по существу в связи с выявлением ряда юридических фактов, имеющих существенное значение для существа спора и не известных на момент вынесения судебного акта ни суду, ни лицам, участвующим в деле.

Действующее законодательство предоставляет заинтересованным субъектам возможность обжалования судебного акта как вступившего, так и не вступившего в законную силу. Причем, зачастую, апелляционное обжалование не является обязательным условием подачи кассационной жалобы. В этой связи деятельность суда субъекта РФ в качестве второй инстанции может предполагать собой как апелляционный, так и кассационный пересмотр дела, т.е. фактически свидетельствует о возможности совмещения двух форм судопроизводства в отношении одного и того же дела, что является недопустимым. Однако положения ГПК РФ также отражают указанную общую тенденцию восприятия в качестве суда второй инстанции - орган, осуществляющий как апелляционное, так и кассационное производство. В большинстве случаев пересмотр судебного акта осуществляется либо до вступления его в силу, либо после приобретения им юридической силы. Обжалование и в апелляционном, и в кассационном порядке одного и того же судебного акта составляет незначительную часть в общем объеме деятельности судов общей юрисдикции. Однако при возникновении указанной ситуации суд субъекта РФ фактически совмещает в себе и апелляционную, и кассационную инстанции. Как правило, апелляционный пересмотр осуществляется судебных составом, состоящим из трех профессиональных суде. Кассационное производство по данному делу может быть отнесено к ведению Президиума соответствующего суда, что предполагает иной, расширенный судебный состав.

Указанное положение вытекает из существа предписаний ст. 25 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ", которая определяет, что Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Часть 3 ст. 26 указанного закона, определяя компетенцию Президиума соответствующего суда, относит к его полномочиям рассмотрение дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Еще одним ключевым моментом определения статуса данной категории судов является ч. 2 настоящей статьи, устанавливающая юрисдикционное соподчинение районных судов судам субъектов РФ. Закрепление регионального суда в качестве непосредственно вышестоящей судебной инстанции по отношению к районным судам предполагает конкретизацию порядка обжалования судебных актов районного суда.

Анализ отдельных положений настоящего Закона позволяет определить место суда субъекта РФ в системе судов общей юрисдикции. С одной стороны, его акты могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ, который для него является непосредственно вышестоящей инстанцией, с другой стороны, - он является непосредственно вышестоящей инстанцией в отношении районных судов, т.е. фактически он является промежуточным звеном между Верховным судом РФ и районными судами. Однако такое утверждение не может в полной мере отразить статус данной категории судов, поскольку их роль сводится не к посредничеству между высшей и первой судебными инстанциями, а к определению самостоятельного места и значения данного суда, обладающего собственной компетенцией, в системе судов общей юрисдикции. Причем приоритет в данном случае отдается деятельности данного органа в качестве суда первой инстанции, и лишь затем он осуществляет ряд полномочий по пересмотру судебных актов подведомственных ему судов.

В основу формирования взаимосвязи между районными и региональными судами положен исключительно территориальный принцип, который предполагает установление такой взаимосвязи лишь в пределах территории соответствующего субъекта, например, Верховному суду Республики Татарстан подведомственны все районные суды, образованные и осуществляющие деятельность на территории данной Республики, соответственно судебные акты районных судов Республики Башкортостан ему не подведомственны, он не вправе рассматривать заявления и жалобы, поданные на решения таких судов.

3. Положения настоящего Закона носят общий характер и направлены на формирование единой судебной системы РФ и определение в места каждого отдельного органа судебной власти. В этой связи закономерным представляется формирование отсылочных предписаний ч. 3 настоящей статьи, определяющей необходимость нормативного урегулирования полномочий, порядка образования и деятельности судов субъектов РФ в рамках специального законодательного акта, которым в настоящее время выступает ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ". Формируя отсылочные предписания при определении статуса отдельных органов судебной власти, законодатель тем самым предпринимает попытку разграничения предметов регулирования отдельных нормативных актов, что способствует устранению двойственности, дублирования отдельных норм, а также пробелов в праве и правоприменительной деятельности, которая формируется при непосредственном участии судов РФ.

 

 

 

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

Статья 19. 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации: 1. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет координацию их деятельности. В силу прямого предписания действующего законодательства Верховный Суд РФ является высшим органом по делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, т.е. его решения являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Закрепление за данным органом власти статуса высшей судебной инстанции предопределяет лишь его специальную компетенцию, в которую входит и пересмотр дел, разрешенных по существу нижестоящими в порядке подчиненности судами общей юрисдикции. Причем общей административной соподчиненности судов общей юрисдикции действующее законодательство не предусматривает, что прямо вытекает из независимости суда и подчинения его исключительно требованиям закона. В этой связи одной из основных особенностей статуса рассматриваемого органа власти выступает предоставленная ему ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" возможность рассматривать дела в качестве суда любой инстанции в соответствии с общей подсудностью. Указанное положение вытекает из предписаний ч. 2 ст. 9 указанного закона и предусматривает, что Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами. Таким образом, Верховный Суд РФ обладает всей полнотой власти, которая может быть ограничена исключительно подсудностью дел, определенной специальными законодательными актами.

Анализ положений настоящей статьи позволяет сделать вывод, что в большинстве своем они воспроизводят нормы специального закона - ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ", ст. 9 которого определяет предметную компетенцию данного судебного органа власти.

2. Верховный Суд РФ выступает в качестве суда надзорной инстанции в отношении органов, входящих в систему судов общей юрисдикции. Порядок надзорного производства регламентируется процессуальным законодательством применительно к формам судопроизводства в суде первой, апелляционной или кассационной инстанции. По общему правилу, надзорное производство допускается в отношении судебных актов, вступивших в законную силу, а предметом такого разбирательства является проверка правильности применения судом, вынесшим решение по делу, установленного порядка его принятия. Как правило, применительно к пересмотру дела в порядке надзора речь идет о проверке соблюдения формальных требований к порядку проведения разбирательства - надлежащему уведомлению лиц, участвующих в деле, оценке доказательств по делу и т.п. В рамках надзорного производства в полной мере реализуется статус данного суда в качестве высшей судебной инстанции, поскольку жалоба или протест могут быть принесены на решение практически любого суда общей юрисдикции, включая военные суды, а также специализированные суды. Однако в настоящее время подобные органы судебной власти на территории РФ не создаются, соответственно действующее законодательство не предусматривает понятия данной категории органов государственной власти, а также не детализирует их предметную компетенцию и иные аспекты правового статуса.

3. Особый интерес представляет собой правовая конструкция предписаний настоящей статьи, поскольку положения ч. 2 и 3 представляют собой взаимопоглощающий комплекс положений. Так, ч. 2 рассматривает Верховный Суд РФ в качестве надзорной инстанции в отношении всех судов общей юрисдикции, в то время как ч. 3 указывает на том, что данный орган судебной власти вправе рассматривать дела и в качестве суда первой инстанции, и в порядке апелляционного и кассационного производства, а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, указанные нормативные предписания можно рассматривать в качестве общего и частного, в котором ч. 3 выступает в качестве общего предписания, определяющего все допустимые формы деятельности суда, а ч. 2 является частным случаем и предусматривает лишь одну из допустимых форм его деятельности - надзорное производство.

Основной целью настоящего Закона выступает формирование единой системы судов, осуществляющей деятельность на территории РФ, в этой связи целесообразным представляется в рамках его предписаний определение системы соподчиненности судов, т.е. конкретизация компетенции Верховного Суда РФ по апелляционному пересмотру делу в части определения категории судебных актов, относимых к сфере его деятельности. Ввиду того, что полномочия каждой судебной инстанции и каждого суда регламентированы специальным законодательным актом равной юридической силы, то их дублирование в рамках положений настоящего Закона представляется нецелесообразным. Однако ч. 3 настоящей статьи, предоставляя Верховному суду РФ возможность осуществлять деятельность в качестве суда любой из допустимых инстанций, не конкретизирует применительно к каким из судов общей юрисдикции подлежит применению та или иная форма пересмотра судебного акта. В этой связи предписания настоящей статьи утрачивают свое практическое юридическое значение и сводятся лишь к дублированию требований специальных нормативных актов, определяющих статус соответствующих судов. На восполнение указанного пробела направлена ч. 4 настоящей статьи, устанавливающая иерархию между Верховным судом РФ и аналогичными органами власти субъектов РФ.

4. Закон констатирует, что Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией в отношении:

- Верховных судов республик в составе РФ;

- краевых (областных) судов;

- судов автономной области и автономных округов;

- судов городов федерального значения;

- военных судов военных округов, флотов, видов и групп войск.

Устанавливая указанную иерархию, Закон между тем не конкретизирует ее применительно к формам их взаимодействия, которые вытекают из особенностей правового статуса указанных судов. Поскольку указанные суды фактически обладают аналогичной Верховному суду РФ полнотой власти при условии ее ограничения территорией конкретного региона, то деятельность непосредственно вышестоящей судебной инстанции предполагает возможность пересмотра дела в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельства. Таким образом, взаимодействие Верховного суда РФ и судов субъектов РФ исключает возможность рассмотрения одного и того же дела в качестве суда первой инстанции, т.е. требует четкой регламентации категорий дел, которые могут быть рассмотрены указанными органами власти по существу в качестве суда первой инстанции.

5. Особое место в системе предписаний настоящей статьи занимает ч. 5, которая предусматривает специальное положение - Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Несмотря на то, что указанное полномочие носит вспомогательный характер, основной целью деятельности суда является отправление правосудия, ее значение существенно для деятельности всех судов общей юрисдикции, поскольку такие разъяснения фактически формируют практику применения отдельных правовых норм и направлены на устранение пробелов, разночтений и коллизий в практике их применения отдельными судами. Реализация указанного полномочия относится к компетенции Пленума Верховного Суда РФ, который в коллегиальной форме вырабатывает наиболее обоснованную позицию по вопросам применения отдельных правовых предписаний. В силу абстрактности формулировок большинства нормативных актов, их отсылочности, зачастую безадресной, разъяснения Верховного Суда РФ направлены на выработку единой концепции деятельности судов в аналогичных ситуациях при сходных обстоятельствах и предупреждение возможных судебных ошибок.

Практика разъяснительной деятельности Верховного Суда РФ играет решающую роль, поскольку именно данный орган власти имеет возможность формировать свою позицию на основе конкретных практических ситуаций, по результатам изучения практики принятия отдельных решений судами, входящими в число судов общей юрисдикции, т.е. фактически в данном случае может производиться обобщение практики деятельности всех судов общей юрисдикции по всей территории РФ.

6. Абстрактные формулировки комментируемой статьи дополняются и отсылочными предписаниями, сформированными в рамках ч. 6 настоящей статьи, которая указывает, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Указанные аспекты составляют предмет правового регулирования ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ", который принят лишь в 2011 г. Таким образом, до принятия специального законодательного акта, основным источником предписаний, определяющих правовой статус высшей судебной инстанции общей юрисдикции, выступал Регламент Верховного Суда РФ, который является процессуальным актом и направлен на определение отдельных особенностей осуществления деятельности судом. Однако ввиду отсутствия необходимой и достаточной правовой базы, его роль и значение в правовом регулировании положения Верховного Суда РФ в значительной мере были расширены.

Анализ положений настоящей статьи позволяет выделить два ключевых аспекта, способствующих определению места Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции:

- он является высшей судебной инстанцией в отношении всех судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды;

- выступает в качестве непосредственно вышестоящего суда по отношению к судам общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, закон отражает наиболее важных ключевые аспекты положения Верховного Суда РФ в судебной системе РФ, которые не являются исключительными и дополняются рядом специальных нормативных предписаний, в первую очередь, ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ".

 

Арбитражный суд субъекта РФ (Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"):

Статья 34. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

1. Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции, на которые в большей мере распространяются процессуальные нормы АПК РФ. Именно в рамках судопроизводства данной судебной инстанции исследуются все обстоятельства дела и принимается судебный акт по существу спора. В большинстве своем судебный акт арбитражного суда субъекта РФ становится окончательным решением по делу, хотя значительное количество таких решений оспаривается в апелляционном и кассационном порядке.

Закон определяет территориальную компетенцию арбитражного суда субъекта РФ, которая может включать в себя территорию:

- субъекта РФ, определенного Конституцией РФ;

- части субъекта РФ;

- нескольких субъектов РФ.

Учитывая данное положение, предусмотренное комментируемым Законом понятие "арбитражный суд субъекта РФ" не отражает в полном объеме его смыслового значения. Рассматриваемое понятие предполагает деятельность арбитражного суда при разрешении спора в рамках территории субъекта РФ. Существующая в настоящее время система первой судебной инстанции построения в соответствии с данным правилом. Единственным исключением из правила является арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, юрисдикция которого распространяется на территорию двух субъектов РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Закон, предусматривая возможность распространения юрисдикции суда на территорию нескольких субъектов, не закрепляет порядок определения территориальной юрисдикции каждого суда субъекта РФ, а также не регламентирует в каком случае деятельность арбитражного суда охватывает несколько субъектов, в каком - только часть субъекта РФ. Территориальная подведомственность дел данной судебной инстанцией остается за рамками правового регулирования комментируемого Закона.

Например, Конституция РФ предусматривает два специфических субъекта РФ - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, обладающие равным правовым статусом, которые также выступают региональными центрами иных субъектов - московской и ленинградской областей. Таким образом, указанные города обладают двойственным статусом: с одной стороны являются самостоятельными субъектами РФ, с другой - региональными центрами. Однако, несмотря на равное положение указанных субъектов, деятельность арбитражных судов в них осуществляется по-разному: на территории двух самостоятельных субъектов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области создан один единый арбитражный суд; в отношении Москвы и области предусмотрено два арбитражных суда соответственно города Москвы и Московской области.

Анализ различных обстоятельств, которые могут быть рассмотрены в качестве критериев определения территориальной подведомственности арбитражных судов, не позволяет установить указанные различия в порядке формирования органов судебной власти. Единственным основанием, которое можно отметить в юридической литературе, является особый статус г. Москвы, являющегося столицей России. Однако, наличие указанного статуса само по себе не порождает необходимости создания дополнительного судебного органа.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что на территориях нескольких субъектов судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Исходя из предоставленной Законом возможности, система арбитражных судов первой инстанции была расширена за счет включения в нее арбитражного суда столицы. Указанный факт является исключением из общего правила формирования органов судебной власти, которая строится по принципу: один субъект - один суд.

Закон предусматривает несколько способов распределения компетенции арбитражных судов на территорию субъектов РФ:

- один субъект - один суд;

- один субъект - несколько судебных органов;

- несколько субъектов - один суд.

2. Действующая в настоящее время система арбитражных судов субъектов РФ позволяет определить компетенцию каждого суда, а также упрощает процедуру обращению субъектов в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Особый интерес представляет положение ч. 3 комментируемой статьи, которым предусматривается, что арбитражные суды субъектов РФ создаются федеральным законом. Однако, таким законом является комментируемый нормативный акт, который определяя общие формальные положения, принципы создания арбитражных судов первой инстанции, не предусматривают их конкретный перечень, а также совокупность критериев, которые определяют особенности формирования данной судебной инстанции. Таким образом, на первый взгляд, положение ч. 3 комментируемой статьи является отсылочным, однако такая отсылка направлена на переадресацию к самому себе, т.е. к тому же закону, в котором содержится данная отсылка, причем какой-либо конкретизации рассматриваемого положения закон не содержит.

Итак, арбитражные суды субъектов РФ представляют собой комплекс органов судебной власти, включающих в свой состав суды:

- республик;

- краев;

- областей;

- городов федерального значения;

- автономных округов;

- автономной области.

 

Арбитражный суд субъектов РФ:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) исключен;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

 

Арбитражный апелляционный суд

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

 

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Статья 33.1.

 

4) в Западно-Сибирском судебном округе:

Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

Комментарий ГАРАНТа

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 58 началом деятельности Седьмого арбитражного апелляционного суда считается 7 декабря 2007 г.

 

 

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции он рассматривает заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, по делам, реассматриваемым арбитражными судами. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.  (625010 Тюмень, ул. Ленина, 74)

"Об арбитражных судах в Российской Федерации" Статья 24.

1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

2. В Российской Федерации действуют:

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

 

 

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства:

- разрешает дела о соответствии Конституции России законов и других нормативных правовых актов;

- разрешает споры о компетенции между органами власти;

- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

- дает толкование Конституции Российской Федерации;

- дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации;

- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

- осуществляет иные полномочия в качестве судебного органа конституционного контроля.

 

Граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод, вызванное применением какого-либо определенного закона.

 

 

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" 

 

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

 

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

См. Регламент Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Пленума Верховного Cуда РФ от 28 июня 2011 г. N 10

 

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 21. Районный суд

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 22. Военные суды

1. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов см. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 345-ФЗ

 

2. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 23. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам, арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированным арбитражным судам.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 24. Федеральный арбитражный суд округа

1. Федеральный арбитражный суд округа рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

2. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд

1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

1. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 26. Специализированные федеральные суды

1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 26.1. Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным

autosurf
Написал - dilar





Задать свой вопрос юристу