Нормативная основа противодействия коррупции в Российской Федерации

загрузка...

Оглавление:

     Нормативная основа противодействия коррупции в Российской Федерации: тезисы   лекции

    Перечень нормативных актов по вопросам противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (извлечения) 

    Федеральный закон 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О федеральной государственной гражданской службе" (извлечения)

  

 

 

 

 

 

 

Нормативная основа противодействия коррупции

в  Российской Федерации

тезисы лекции

 

 

1) В  современных  условиях  коррупция,  обоснованно  считающаяся  угрозой  не только  отдельным  государствам,  но  и  мировому  сообществу  в  целом,  имеет  свое региональное,  профессиональное,  социальное  и  другие  виды  измерений.  Это  общее положение в России в силу ее масштабов, многонациональности и вытекающего из этого многообразия  социальных  норм  поведения  проявляется  по-особенному  и  существенно влияет на содержание антикоррупционной политики. 

2) Для  разработки  и  реализации  государственной  политики  в  области противодействия коррупции,  имеющей в  силу объективных причин несколько  этапов, Президентом  Российской  Федерации  в  мае  2008 г.  образован  Совет  при  Президенте Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции,  а  также  утвержден Национальный  план  противодействия  коррупции,  в  котором  определена  система первоочередных организационных и законодательных мер, учитывающих многообразие проявлений коррупции.

3) При реализации Национального плана в конце 2008 г. одновременно с принятием "базового"  Федерального  закона "О  противодействии  коррупции"  внесен  комплекс согласованных  изменений  в  почти 30  законов,  устанавливающих  статус  судей, прокуроров,  аудиторов  Счетной  палаты  Российской  Федерации,  других  категорий государственных  и  муниципальных  служащих,  административную  ответственность,  а также порядок проведения закупок для государственных нужд, доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и т.д. Такой подход в отличие от высказываемой рядом специалистов идеи соединения в одном законе всех антикоррупционных норм позволил гармонично "вписать" новые правовые нормы в правовую  систему  Российской  Федерации,  не  ломая  ее  и  не  внося  чуждые  для  нее элементы,  и  отразить  в  российском  законодательстве  требования  антикоррупционных конвенций ООН и Совета Европы.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет коррупцию путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции (злоупотребление  служебным  положением,  дача  взятки,  получение  взятки, злоупотребление  полномочиями,  коммерческий  подкуп),  и  указания  на  сущностный признак коррупции - любое иное незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам личности, общества и государства, сопряженное

с  получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического  лица.  Такое  определение  коррупции  согласуется  с  определением коррупции  в  Конвенции  о  гражданско-правовой  ответственности  за  коррупцию (Страсбург, 1999 г.).

4) В Российской Федерации коррупции как системному явлению должен быть дан системный  ответ.  Закрепленный  в  законодательстве  Российской  Федерации  и применяемый  на  практике  механизм  противодействия  коррупции  представляет  собой систему,  включающую  три  взаимоувязанных  и  в  то  же  время  относительно самостоятельных элемента: во-первых, предупреждение (профилактика) коррупции, во- вторых,  уголовное  преследование  лиц,  совершивших  коррупционные  преступления (борьба),  и,  в-третьих,  минимизация  и (или)  ликвидация  последствий  коррупционных деяний. Данный механизм строится на использовании, прежде всего мер предупреждения, направленных  на  создание  на  государственной  и  муниципальной  службе  атмосферы "неприличности" коррупционного поведения.

5) К  мерам  предупреждения,  призванным  сузить  возможности  коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, относятся, в частности:

- представление соответствующими категориями государственных и муниципальных служащих  и  членами  их  семей  сведений  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах имущественного характера и размещение этих сведений с соблюдением законодательства Российской  Федерации  о  персональных  данных  на  сайтах  соответствующих государственных органов;

- проведение  кадровыми  подразделениями  соответствующих  государственных органов  проверок  соблюдения  лицами,  состоящими  на  государственной  службе, установленных  для  них  запретов  и  ограничений,  а  также  проверок  достоверности представляемых  сведений  об  имущественном  положении  государственных  и муниципальных служащих и членов их семей;

- осуществление  антикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  в целях выявления норм, которые формально не противоречат законодательству Российской Федерации,  но  предоставляют  государственным  и  муниципальным  служащим неоправданно широкие дискреционные полномочия без точного определения критериев принятия того или иного решения и создают условия для проявления коррупции;

- введение  в  соответствии  с  требованиями  антикоррупционных  конвенций административной  ответственности  юридических  лиц  за  передачу  от  имени  или  в интересах юридического лица "взятки" должностному лицу;

- установление  ограничения  для  граждан,  замещавших  определенные  должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной  или  муниципальной  службы  замещать  должности  в  коммерческих  и некоммерческих  организациях,  если  отдельные  функции  государственного  управления данными  организациями  входили  в  должностные (служебные)  обязанности государственного или муниципального служащего.

6) Серьезный  антикоррупционный  потенциал содержится в  других  федеральных законах,  регулирующих,  в  частности,  проверки  субъектов  предпринимательской деятельности,  указах  Президента  Российской  Федерации,  утверждающих  порядок представления  государственными  служащими  сведений об  имущественном  положении государственных  служащих,  полномочия  комиссий  по  соблюдению  требований  к служебному  поведению  государственных  гражданских  служащих  и  урегулированию конфликта  интересов,  общие  принципы  служебного  поведения  государственных служащих, федеральную программу, посвященную реформированию и развитию системы государственной  службы  Российской  Федерации (2009 - 2013  годы)  и  др.,  а  также  в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

7) Нормативное  обеспечение  системы  мер  противодействия  коррупции  к настоящему времени полностью еще не закончено.  Предстоит обновить нормативную базу разрешения противоречий между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и интересами службы (конфликта интересов), обеспечения общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих, осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд и т.д.

8) Однако  даже  самое  безукоризненное  законодательство  имеет  практическое значение  лишь  в  том  случае,  если  оно  последовательно  и  грамотно  применяется. Следующим за этапом формирования системы антикоррупционных правил должен быть этап,  суть которого сводится к организации выполнения установленных требований к служебному поведению государственных служащих и других мер по противодействию коррупции.

 

Более подробно и полный текст можно ПОСМОТРЕТЬ:

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Написал - dilar

{SL}