Возбуждение гражданского дела.

загрузка...

О. А. ЕГОРОВА

председатель Московского городского суда, канд юрид. наук,доцент, заслуженный юрист РФ

 

Ю. Ф. БЕСПАЛОВ

помощник председателя Московского городского суда, д-р юрид. наук,профессор,судья в отставке

 

Возбуждение гражданского дела.

Лица, обладающие правом на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов,

а также прав и законных интересов других лиц (извлечение)

 

Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Возбуждение, подготовка, разбирательство гражданских дел: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2012.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства.

Основанием для возбуждения гражданского дела является действие заинтересованного лица, состоящее в обращении к суду за защитой прав и законных интересов. Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На стадии принятия заявления к производству и возбуждения гражданского дела важно определить:

1) критерии признания лица правомочным на судебную защиту нарушенных (оспоренных) прав;

2) совокупность действий, совершаемых лицом, обратившимся в суд за защитой нарушенных (оспоренных) прав, и судьей.

К их числу необходимо отнести:

  • способность лица к участию в процессуальном правоотношении;
  • требования, предъявляемые к средствам судебной защиты (к заявлению, иску), характерным этой стадии;
  • правила подведомственности и подсудности;
  • досудебный порядок урегулирования спора;
  • перечень действий судьи;
  • а в случае предъявления иска в интересах ребенка — наличие связи с ребенком (родство, опека, усыновление, приемная семья и др.).

Правом на обращение в суд наделены юридические лица, публичные образования, физические лица, достигшие совершеннолетия, а также приобретшие полную дееспособность в порядке эмансипации либо в связи с вступлением в брак до достижения совершеннолетия (ст. 37 ГПК РФ, ст. 26, 27, 28 ГК РФ, ст. 13 СК РФ).

За защитой семейных прав в суд вправе обратиться ребенок, достигший возраста 14 лет (ст. 56 СК РФ). При наличии доверенности, наделяющей лицо правом на подачу заявления (предъявление иска) в суд, такое лицо обладает правом на обращение в суд за защитой прав и интересов представляемого.

В случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, к числу лиц, обладающих правом на обращение в суд, относятся заинтересованные лица, чьи права, свободы и (или) законные интересы нарушены.

Лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав, должно обладать гражданской процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК РФ).

Лицо, обратившееся в суд за защитой прав других лиц, неопределенного круга лиц должно иметь доверенность либо действовать в соответствии с учредительными документами юридического лица, либо в силу занимаемой должности в организации, публичном образовании. Кроме того, полномочия могут быть предусмотрены законодательством РФ.

Так, ст. 46 ГПК РФ наделяет правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» по общему правилу граждане и организации в силу ст. 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Ст. 45 ГПК РФ правом на обращение в суд наделяет прокурора.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работу, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Ст. 80 ( п.3) СК РФ, при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при не предъявлении иска, наделяет орган опеки и попечительства правом предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Ст. 64 СК РФ наделяет родителей правом на защиту прав своего ребенка.

Вместе с тем отметим, что нормы отраслевого законодательства могут ограничивать или лишать права на судебную защиту.

Ст. 28 СК РФ определяет лиц, которые вправе требовать признания брака недействительным:

  • несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (ст. 13 СК РФ). После достижения несовершеннолетним супругом возраста 18 лет требовать признания брака недействительным вправе только этот супруг;
  • супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;
  • супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований ст. 14 СК РФ, а также орган опеки и попечительства и прокурор;
  • прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;
  • супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 15 СК РФ.

При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.

Положения ст. 28 СК РФ вызывают разные подходы к их применению. Так, определением Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 № 228-О было отказано в принятии к рассмотрению жалобы граждан Авдеева Виктора Михайловича и Клюкиной Виктории Викторовны на нарушение их конституционных прав п. 1 ст. 28 СК РФ и ч.2 ст. 61 ГПК РФ

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В. М. Авдеев и В. В. Клюкина оспаривали конституционность п. 1 ст. 28 СК РФ, содержащего перечень лиц, имеющих вправо требовать признания брака недействительным, и ч.2 ст. 61 ГПК РФ об основаниях освобождения от доказывания.

Конституционный суд установил, что определением Можайского городского суда Московской области от 15 октября 2002 г. В. М. Авдееву и В. В. Клюкиной отказано в принятии заявления о признании недействительным брака между гражданином М. Г. Авдеевым и гражданкой В. В. Авдеевой. Решением этого же суда от 22 апреля 2004 г. им отказано в удовлетворении иска к администрации Ваулинского сельского округа и Московской областной регистрационной палате о признании недействительными завещания, договора куплипродажи земельного участка, постановлений главы администрации Ваулинского сельского округа, свидетельств о государственной регистрации прав на дом и земельный участок и об изменении долей жилого дома, признании права собственности на земельный участок.

По мнению заявителей, п. 1 ст. 28 СК РФ содержит необоснованно суженный круг лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным, что нарушает их права, гарантированные ст. 2, 18, 45, 46, 55 (ч. 3) и 56 (ч. 3) Конституции РФ, ст. 3, 5, 6, 8, 13, 14 и 17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколами № 1 и № 7 к ней.

Конституционный Суд РФ отметил, что «Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Из названного конституционного права не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами. Именно такой случай предусмотрен в пункте 1 статьи 28 СК Российской Федерации, устанавливающем исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право требовать признания брака недействительным, что, следовательно, не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав».

Ст. 17 СК РФ запрещает мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Следует помнить, что полномочия законного представителя действуют до совершеннолетия ребенка, а в отдельных случаях, до достижения им 14 лет (ст. 56 СК РФ, ст. 37 ГПК РФ).

Законодательство г.Москвы наделяет Мосжилинспекцию представлять интересы г. Москвы по делам о переустройстве, перепланировке жилого помещения (постановление Правительства г.Москвы от 06.05.1997 г. № 321 (в редакции постановлений Правительства г.Москвы от 17.03.1998 г. № 197, от 24.08.1999 г. № 788, от 11.09.2001 г. № 828-ПП, от 18.12.2001 г. № 692-ПП, от 08.02.2005 г. № 73-ПП, от 25.07.2006 г. № 576-ПП, от 19.06.2007 г. № 500-ПП, от 4.12.2007 г. № 1032-ПП, от 06.05.2008 г. № 364-ПП, от 28.10.2008 г. №991-ПП, от 30.12.2008 г. № 1217-ПП, от 05.05.2009 г. № 383-ПП) «Об уточнении нормативных документов и полномочий Мосжилинспекции» (п. 3.7), постановление Правительства г.Москвы от 08.02.2005 г. № 73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г.Москвы» (п.2), в редакции постановления Правительства г.Москвы от 15.11.2005 г. № 883-ПП, от 25.09.2007 г. №831-ПП).

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010, с изм. от 22.06.2009) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» одним из федеральных органов исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Согласно п. 5.35 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 29.03.2011) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Таким образом, постановлением Правительства РФ утвержден акт, определяющий полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в том числе на принятие наследства в качестве выморочного.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет свои территориальные органы и непосредственно либо через свои территориальные органы осуществляет функции по управлению государственным имуществом (п.4 положения).

Территориальный орган в г.Москве — территориальное управление Росимущества по г.Москве.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом привлекается к участию в деле по искам (заявлениям) наследников в тех случаях, когда у Российской Федерации возникло право на наследство как выморочное.

Если лицо обратилось в защиту прав ребенка, то следует исходить из требований ст. 37 ГПК РФ.

Статья 37 ГПК РФ определяет лиц, имеющих право на обращение в суд за судебной защитой прав ребенка. В частности, несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипация). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Правом на обращение в суд за защитой прав ребенка обладают:

1. Родители (ст. 52 ГПК РФ, ст. 56 СК РФ).

2. Лица, заменяющие родителей: а) опекуны, попечители (ст. 52 ГПК РФ, ст. 56, 150 СК РФ, ст. 35 ГК РФ); б) приемные родители ( ст. 153 СК РФ); в) усыновители (ст. 56, 137 СК РФ, 52 ГПК РФ); г) руководитель учреждения, в котором ребенок находится на государственном попечении (ст. 147 СК РФ); д) орган опеки и попечительства (ст. 123, п. 2 ст. 80 СК РФ, п. 1 ст. 35 ГК РФ); е) фактический воспитатель (ст. 4, 52 ГПК РФ, ст. 49 СК РФ).

3. Прокурор (ст. 56 СК РФ, ст. 45 ГПК РФ).

4. Представители общественных организаций (ст. 46 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 46 ГПК РФ, ст. 70 СК РФ, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

6. Лица, желающие стать усыновителями (ст. 125 СК РФ).

7. Уполномоченный по правам человека (п.п.1 п. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26.02.1997. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Отметим, что о наличии права на обращение в суд уполномоченного по правам ребенка есть иная точка зрения. Так, Верховный Суд РФ счел не правомочным уполномоченного по правам ребенка на обращение в суд за защитой нарушенных прав ребенка.926

926БВС РФ.2005. №1. С. 12,13.

8. Сам ребенок, достигший возраста 14 лет (ст. 49, 56, 62, 142 СК РФ, ст. 26 ГК РФ).

Ведение дел в суде через представителей ( ст. 48 ГПК РФ).

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами.

От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

В соответствии с п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, а также порядок оформления полномочий представителей, проверяет объем этих полномочий, если они оформлены, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку оно связано с расположением материальными и процессуальными правами доверителя.

В случае отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно, судья назначает такому ответчику представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ, о чем выносит определение и направляет его в соответствующее адвокатское образование.

Обстоятельства, имеющие значение для дела

Уже на стадии принятия заявления следует определиться с обстоятельствами, имеющими значение для дела. Если же ситуация, опыт, профессиональные навыки не позволили это сделать, то необходимо впоследствии при подготовке дела к судебному разбирательству устранить недостатки, а также в период судебного разбирательства.

Для определения обстоятельств, имеющих значение для дела, судье следует исходить из:

  • существа утверждений и возражений (предмет, основание иска, суть возражений, предмет, основания встречного иска);
  • правового положения лиц, участвующих в деле;
  • норм материального права, подлежащих применению.
  • иных обстоятельств, определяемых в зависимости от ситуации и специфики правоотношения.

Приведем обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела по некоторым категориям дел.

Жилищные споры.

Обстоятельствами, имеющими значение для дела, по спорам о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение являются:

  • правовой режим помещения (жилое, нежилое и др. специфика);
  • наличие либо отсутствие условий, при которых перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое не допускается;
  • обратилось ли лицо, желающее осуществить перевод, в надлежащий орган; – предоставлены ли все из предусмотренных ст. 23 ЖК РФ документы;
  • мотивирован ли отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое;
  • отнесены ли указанные в решении об отказе в переводе мотивы к числу оснований для отказа в переводе жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые.
  • другие обстоятельства.

По спорам о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения:

  • действительно ли произведены перепланировка и (или) переустройство;
  • причины отказа в согласовании;
  • соответствие переустройства и (или) перепланировки проекту;
  • соблюдение технических, санитарных, иных норм и правил;
  • какое право нарушено либо создана угроза нарушения конкретного права;
  • не имеется ли возможность устранить допущенное нарушение, угрозу нарушения путем проведения дополнительных работ;
  • и другие, в зависимости от спорной ситуации.

По спорам о выселении: обстоятельства определяются в зависимости от характера возникшего правоотношения, правового положения его участников, вида жилищного фонда, правового режима жилого помещения, вида права на жилое помещение, подлежащей применению нормы права и др.

По спорам о выселении по основанию, предусмотренному ст. 35 ЖК РФ:

1) основания возникновения права собственности, иных прав на жилое помещение у собственника, членов его семьи, иных лиц (жилищный акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, судебное решение, членство в ЖК, ЖСК, иные основания). У иных граждан, проживающих в принадлежащем собственнику жилом помещении: — у членов семьи и бывших членов семьи — соглашение, брак, родство, иждивенчество, фактический брак, свойство (зять, сноха, свекровь, свекор и др.), фактическая гражданская связь (отчим, мачеха, падчерица, пасынок), юридическая связь (патронаж, опека, попечительство, приемная семья, усыновление); — у отказа получателей: завещательный отказ, свидетельство о праве на наследство, акт регистрации; — у получателей ренты: договор ренты (пожизненное содержание с иждивением); — у других лиц: фактическая, юридическая связь;

2) вселение в установленном законом порядке;

3) прекращение семейных отношений;

4) истечение срока пользования;

5) вид права, в том числе права, которым собственник обязан наделить выселяемое уполномоченное лицо на предоставленное жилое помещение;

6) использование жилого помещения не по назначению, бесхозяйственное обращение с жилым помещением, разрушение жилого помещения; систематическое нарушение прав и законных интересов соседей;

7) наличие предупреждения об устранении нарушения и другие.

В случаях, когда речь идет о правах ребенка на жилое помещение, названные правила и, в частности, предусмотренные ст. 35 ЖК РФ, не могут быть применены. В этих случаях следует обязанность по устранению недостатков возлагать на законных представителей и (или) органы опеки и попечительства.

По спорам о выселении по основанию, предусмотренному ст. 90 ЖК РФ:

  • является ли ответчик нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя;
  • заключен ли договор социального найма жилого помещения;
  • какие лица указаны в договоре социального найма жилого помещения;
  • установлена ли плата за жилое помещение;
  • вносит ли ответчик плату за жилое помещение;
  • имеется ли задолженность сроком более шести месяцев; при этом суд выясняет, с какого момента возникает задолженность по оплате, то есть с какого момента ответчика следует считать просрочившим исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • установлена ли вина ответчика в невнесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе имел ли ответчик реальную возможность вносить плату.

Представляется, что выселение ребенка по правилам, предусмотренным ст. 90 ЖК РФ, недопустимо. В этом случае должен применяться иной механизм оплаты жилья и коммунальных услуг. Например, путем возложения такой обязанности на алиментнообязанное лицо, законного представителя, орган опеки и попечительства.

По спорам о выселении по основаниям, предусмотренным ст. 91 ЖК РФ:

  • является ли ответчик нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения;
  • использует ли ответчик жилое помещение не по назначению, нарушает ли систематически права и законные интересы соседей, бесхозяйственно ли обращается с жилым помещением; – допускает ли разрушение жилого помещения;
  • предупреждался ли ответчик наймодателем жилого помещения о необходимости устранить нарушения;
  • назначался ли наймодателем срок для проведения ремонта жилого помещения (если нарушение правил пользования повлекло разрушение жилого помещения); – являлся ли данный срок разумным;
  • устранил ли наниматель и члены его семьи допущенные нарушения после предупреждения наймодателем;
  • имеется ли вина нанимателя и членов его семьи в неустранении нарушений.

Применяя ч.2 ст. 91 ЖК РФ, необходимо выяснять:

  • факт лишения родительских прав;
  • факт невозможности совместного проживания ребенка и лишенного родительских прав лица в одном жилом помещении;
  • поведение лица, лишенного родительских прав, и не имеется ли возможности исправить это поведение;
  • наличие иного жилого помещения и др.

По спорам о выселении из жилых помещений специализированного жилого фонда:

  • правовой режим жилого помещения: является ли оно специализированным (отнесено ли оно к специализированному в установленном порядке в соответствии с «Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №42);
  • заключен ли договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда (с учетом требований постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. №42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»);
  • действителен ли договор найма специализированного жилого помещения, мог ли он быть заключен с ответчиком, имели ли место трудовые отношения с ответчиком, служба или обучение и т. п.;
  • является ли истец наймодателем;
  • имеются ли предусмотренные законом основания для выселения.

По спорам о прекращении права пользования жилым помещением:

  • наличие ранее семейных отношений между истцом и ответчиком;
  • прекращение семейных отношений;
  • отсутствие соглашения о переводе пользования жилым помещением между собственником и бывшим членом его семьи;
  • отсутствие (наличие) у бывшего члена семьи собственника оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением; – имущественное положение бывшего члена семьи собственника;
  • другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности бывшего члена семьи обеспечить себя иным жилым помещением;
  • причины, вследствие которого ответчики не пользовались жилым помещением;
  • срок, в течение которых ответчики не пользовались жилым помещением.

По спорам о приватизации:

  • объективное выражение воли на приватизацию;
  • отсутствие или наличие препятствий для приватизации;
  • правовой режим жилого помещения;
  • лица, имеющие право на жилое помещение;
  • основания для отказа в приватизации и др.

По искам о признании права пользования жилым помещением:

  • являются ли ответчики членами семьи нанимателя;
  • основания и условия вселения в жилое помещение.

При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т. п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (ст. 55 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

По искам о признании неприобретшими права на жилое помещение:

  • основания регистрации в жилом помещении;
  • причины, ставшие препятствием для реализации права пользования и вселения;
  • характер нарушения законодательства при вселении в жилое помещение;
  • законность основания возникновения права пользования жилым помещением;
  • вид права на жилое помещение;
  • наличие другого жилого помещения;
  • срок осуществления права на вселение;
  • другие обстоятельства, определяемые в конкретной ситуации.

Семейные споры.

По спорам о разделе совместно нажитого имущества:

  • наличие государственной регистрации брака в установленном порядке;
  • время заключения брака, период состояния сторон в браке;
  • основания возникновения права собственности на имущество, состав и вид имущества, его стоимость;
  • обстоятельства, могущие стать основаниями для изменения режима отдельных видов имущества либо имущества в целом;
  • обстоятельства, могущие стать основанием для отступления от принципа равенства долей;
  • наличие обременений имущества правами третьих лиц;
  • другие обстоятельства.

Об определении места жительства ребенка:

  • раздельное проживание родителей;
  • интересы ребенка;
  • данные, характеризующие родителей и их отношение к ребенку;
  • связь места жительства с правом на жилое помещение;
  • заключение органа опеки и попечительства и другие, в зависимости от утверждений и возражений сторон.

Об определении порядка общения с ребенком:

  • данные, характеризующие родителей и их отношение к ребенку;
  • возраст ребенка;
  • место жительства ребенка;
  • периодичность общения;
  • интересы ребенка;
  • другие обстоятельства.

Лишение родительских прав:

  • в чем состоит объективная сторона семейного правонарушения (ст. 69 СК РФ);
  • имеется ли вина в форме умысла.

Установление происхождения ребенка:

Установление отцовства:

  • время зачатия ребенка;
  • период беременности;
  • общение родителей в период зачатия ребенка;
  • способность родителей к зачатию ребенка;
  • совместное проживание, ведение общего хозяйства;
  • другие обстоятельства, определяемые существом оснований иска и возражений.

Установление факта признания отцовства при использовании вспомогательных репродуктивных технологий:

  • право лица на участие в таких отношениях;
  • бесплодие, детородный возраст;
  • мнение суррогатной матери на внесение в запись о рождении сведений о родителе, генетической матери ребенка;
  • другие обстоятельства, определяемые существом оснований иска и возражений.

Установление факта признания отцовства:

  • дата смерти предполагаемого отца;
  • время зачатия ребенка;
  • период беременности;
  • общение родителей в период зачатия ребенка;
  • способность родителей к зачатию ребенка;
  • совместное проживание, ведение общего хозяйства;
  • другие обстоятельства, определяемые существом оснований иска и возражений.

Об оспаривании отцовства (материнства) и аннулировании (исключении) записи сведений об отце в актовой записи о рождении:

  • наличие соответствующих сведений в актовой записи о рождении;
  • обладает ли лицо правом на обращение в суд;
  • знало ли лицо в момент внесения записи об отцовстве о том, что не является отцом ребенка;
  • не имелось ли согласие супруга на применение метода искусственного оплодотворения или на имплатацию эмбриона; – наличие генетической связи между лицом и ребенком;
  • иные обстоятельства, определяемые существом оснований иска и возражений.

Наследственные споры.

О признании недействительным завещания:

  • основания недействительности завещания;
  • срок исковой давности (если заявлено ходатайство в применении сроков);
  • правомочия истца (родство, свойство и т. п.);
  • связь с другими правами (например, рента и т. п.);
  • режим и состав наследства;
  • способ принятия наследства;
  • иные обстоятельства.

Завещание может быть оспорено по причине неспособности завещателя понимать значение своих действий; по причине неправомерного подписания рукоприкладчиком, когда сам завещатель имел возможность расписаться собственноручно. Во многих случаях требуется проведение соответствующих экспертиз. В случае оценки завещания, приравненного к нотариально удостоверенным, выясняются обстоятельства, характеризующие причины избрания такой формы, полномочия лица, удостоверившего завещание, и др.

Суд исследует обстоятельства, могущие свидетельствовать о составлении завещания в чрезвычайных обстоятельствах (форс-мажорные обстоятельства, состояние здоровья и т. п.); выясняет, присутствовали ли два свидетеля; было ли написано и подписано завещание самим завещателем; период времени, прошедший со дня составления завещания до дня смерти завещателя (этот период может быть не более 1 месяца). Если смерть наступила за рамками месячного срока от времени составления завещания, оно не может быть действительным.

При рассмотрении требований о восстановлении срока для принятия наследства обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: время открытия наследства; основания наследования; отношения родства, свойства между истцом и наследодателем; лица, принявшие наследство; причины, ставшие препятствиями для своевременного принятия наследства.

При рассмотрении требований об ответственности наследников по долгам наследодателя выяснению подлежат обстоятельства, свидетельствующие о наличии долга и его размере; лица, принявшие наследство и их доли, в том числе в стоимостном выражении, сроки давности и другие.

При рассмотрении и разрешении требований, основанных на завещательном отказе, выясняются обстоятельства, касающиеся существа завещательного отказа, отказ получателя, препятствия в осуществлении завещательного отказа, срок реализации завещательного отказа и другие.

Разрешая иск о признании наследника недостойным и отстранении от наследства, выяснению подлежат обстоятельства, свидетельствующие о недостойном поведении: совершение умышленных, противоправных действий, направленных против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании; способствовали ли либо они пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства.

Земельные споры:

  • основания изъятия земельного участка;
  • вид права на землю;
  • соответствие размера фактически занимаемого земельного участка размеру, указанному в правоустанавливающих документах;
  • кадастровый номер и другие, определяемые существом оснований иска и возражений.

Право собственности на самовольное строение:

  • отводился ли земельный участок;
  • имелись ли разрешения на строительство;
  • нарушены ли права третьих лиц;
  • характер нарушений строительных и других норм;
  • кому и на каком праве принадлежит земельный участок;
  • кто возвел строение;
  • имеется ли соглашение о порядке и условиях пользования земельным участком и другие.

Возмещение вреда:

  • размер и вид вреда;
  • причинитель вреда;
  • основания, повлекшие вред;
  • основания для уменьшения размера либо освобождения от возмещения вреда;
  • заключен ли договор страхования и другие, определяемые существом оснований иска и возражений.

Оспаривание сделки:

  • основания недействительности;
  • сроки давности (если заявлено такое требование);
  • стороны;
  • правомочия лица, обратившегося в суд;
  • последствия недействительности;
  • способ защиты и другие, в зависимости от ситуации.

Страховые споры:

  • стороны страхового обязательства;
  • существо обязательства;
  • основания ответственности;
  • причины невыплаты страхового возмещения и другие, определяемые существом оснований иска и возражений.

В соответствии с п. 17–21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

  • полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
  • форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
  • предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В указанных случаях суду необходимо проверять, принят ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса.

Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее:

а) суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

б) общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в ст. 26.1, 26.3, 26.3–1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями), а вопросы местного значения — в ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

в) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать отношения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, связанные с видами деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

г) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться санкции (меры ответственности) за нарушения бюджетного и налогового законодательства (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 6 ч. 2 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно);

д) законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать санкции в законах, регламентирующих ответственность за административные правонарушения, принимаемых в пределах их компетенции, то есть по вопросам, не имеющим федерального значения (ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

е) субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности (пп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

ж) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или должностных лиц не может быть установлена какая-либо ответственность за их неисполнение (санкция как мера принуждения). Такая ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Написал - dilar

{SL}