Назначение экспертизы. Судебное поручение

загрузка...

Настольная книга помощника судьи: организация работы и гражданское судопроизводство. (выпуск 2). Под общ. ред. Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева, "Республиканская типография", 2009.

Введение

Раздел I. 

Влияние правовых позиций Европейского суда по правам человека на гражданское судопроизводство
Особенности деятельности помощника судьи по гражданским делам в приемной Суда

Организация работы помощника судьи при рассмотрении гражданских дел
О помощнике судьи районного (городского) суда, рассматривающего гражданские дела
Помощник мирового судьи

Некоторые вопросы деятельности помощника судьи при рассмотрении гражданских дел в суде апелляционной инстанции
Раздел II. 

Принятие искового заявления. Отказ в принятии искового заявления. Предъявление встречного иска

Возвращение искового заявления.

Обеспечение иска
Соединение и разъединение исковых требований
Назначение экспертизы. Судебное поручение
Привлечение специалиста
Сроки рассмотрения гражданских дел

Подготовка дела к судебному разбирательству

 

§ 2.5. Назначение экспертизы. Судебное поручение

 

Реформа судопроизводства в России обеспечила коренное изменение законодательства Российской Федерации. На сегодняшний день принцип состязательности является одним из основополагающих принципов гражданского процессуального права, определяющий возможности и обязанности сторон по доказыванию заявленных требований и возражений при отстаивании своей позиции. Принцип состязательности основан на противоположных материально-правовых интересах сторон, а с его реализацией создаются благоприятные условия для выяснения имеющих значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения.

Таким образом, для вынесения правового решения при рассмотрении дела необходимо исследовать все имеющиеся в деле собранные и допустимые доказательства. В данном случае речь пойдет о назначении экспертизы, поскольку заключение эксперта является по существу доказательством по делу, а также о судебном поручении.

Судья не может быть специалистом во всех областях знаний. Для разрешения вопросов, требующих специальных знаний, суд вправе привлечь эксперта.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственной судебной экспертной деятельности в РФ") экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства и ремесла, которые поставлены перед экспертом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Большое значение при разрешении вопросов о назначении экспертиз отведено помощнику судьи. Приступая к подготовке данного вопроса, помощник судьи должен иметь в виду, что экспертное исследование назначается только в тех случаях, когда действительно имеется необходимость в его проведении, когда требуются специальные познания в тех или иных вопросах.

Последние годы одной из бед правосудия зачастую является необоснованное назначение экспертизы при отсутствии фактической необходимости в ее проведении. Такие экспертизы назначаются с целью выиграть время, когда суд не знает, как разрешить спор либо когда суд удовлетворяет ходатайство стороны, имеющей намерение затянуть процесс и отсрочить вынесение и последующее исполнение неблагоприятного для нее решения.

Такие факты должны быть исключены из деятельности судов. Помощнику судьи сначала необходимо ознакомиться с делом. В случае если по делу для разрешения спора требуется правовая оценка без проведения экспертизы, он должен обратить на это внимание судьи.

Помощник судьи должен иметь представление о различных видах проводимых экспертиз, об экспертных учреждениях. В гражданском судопроизводстве распространены виды экспертиз: почерковедческая, техническая, товароведческая, психиатрическая, бухгалтерская и др.

Помощник судьи должен знать, что экспертиза может быть поручена судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Как правило, экспертизы проводятся в государственных судебно-экспертных учреждениях - Российском центре судебных экспертиз, региональных центрах судебных экспертиз и центральных лабораториях судебных экспертиз при Минюсте РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.

Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК РФ. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В законодательстве не раскрывается понятие "специальные знания". Под специальными познаниями обычно понимаются такие знания, которые находятся за пределами общеизвестных обобщений, вытекающих из опыта людей. Специальные познания не относятся к числу общеизвестных, общедоступных, имеющих массовое распространение, то есть это те, которыми профессионально владеет лишь узкий круг специалистов.

Наличие специального знания презюмируется у государственных судебных экспертов. В ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" не используется понятие "специальные знания", а говорится о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых эксперту. В частности, эксперт должен иметь высшее профессиональное образование и пройти подготовку по конкретной экспертной специальности. Уровень профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями. При аттестации государственных судебных экспертов учитывается стаж работы в экспертном учреждении, оценка его деятельности как специалиста, положительные рецензии на экспертные заключения, подготовленные под контролем наставника. У аттестуемого проверяются знания конкретной специальности, теоретических основ судебной экспертизы, норма процессуального законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность (Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ, утверждено Приказом Минюста РФ от 23 января 2002 года N 20).

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 указанного Закона).

Вместе с тем помощнику судьи необходимо знать, что по отдельным видам экспертиза может быть проведена специалистами организаций, в функции которых не входит выполнение экспертиз.

При разрешении отдельных категорий гражданских дел стороны по гражданскому делу могут заявлять ходатайство о назначении так называемой "независимой" экспертизы. При этом всегда возникает вопрос о выборе "независимой" экспертной организации и (или) эксперта. Выбор зачастую падает на организации, не являющиеся государственными экспертными учреждениями, или на лиц, не являющихся государственными судебными экспертами.

В качестве негосударственного эксперта могут выступать также лица, не состоящие в штате какого-либо юридического лица, так называемые частные эксперты. Такими экспертами являются, как правило, бывшие работники различных экспертных организаций, имеющие высшее профессиональное образование и опыт по производству одного или нескольких видов экспертиз. При этом "частные" эксперты не всегда имеют опыт производства судебных экспертиз.

Практика показывает, что судами не всегда учитываются некоторые особенности поручения судебной экспертизы негосударственному эксперту.

Помощнику судьи следует иметь в виду, что, согласно процессуальному законодательству, суд может поручить проведение экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам, которые обязаны принять к производству экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов. Вынесенное судом определение в адрес негосударственной экспертной организации или в адрес конкретных сотрудников этой организации является обязательным для исполнения.

Судья и помощник судьи, выбирая "частного" эксперта с целью поручения ему производства экспертизы, должны руководствоваться п. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которому принудительный труд запрещен. Суд не вправе обязать выполнять экспертизу выбранного им "частного" специалиста в качестве эксперта, если он ранее в этом качестве не участвовал по делу и не желает участвовать. Представляется, что в таком случае отказ "частного" специалиста от производства экспертизы может быть сделан без объяснения причин.

Иногда судьи выносят определение о назначении экспертизы и отправляют материалы по адресу "частного" эксперта, заранее его не информируя. В подобных случаях материалы направлялись судьями по адресу, который им стал известен из ранее рассмотренных судом дел, в которых "частный" эксперт принимал участие. Такой подход по привлечению "частного" эксперта вряд ли можно признать законным и обоснованным.

Поручая производство экспертизы "частному" эксперту, помощнику судьи при подготовке вопроса о назначении экспертизы необходимо хотя бы убедиться в том, насколько человек готов заняться производством экспертизы.

Вторым шагом после выбора негосударственного эксперта (получения согласия "частного" эксперта), как представляется, должно быть выяснение помощником судьи компетенции эксперта, а также наличия у него опыта производства судебных экспертиз и решения вопросов, которые перед ним предполагается поставить. У эксперта должны быть документы, подтверждающие наличие у него требуемых для производства судебной экспертизы специальных знаний. Если у эксперта имеются другие документы о его компетенции (диплом или свидетельство на право производства назначаемой экспертизы, послужной список и др.), помощник судьи должен заранее запросить их с тем, чтобы суд и стороны по делу имели возможность с ними ознакомиться, а копии документов после выполнения экспертизы должны быть приложены к заключению.

В случае несвоевременного выяснения помощником судьи требуемой компетенции у негосударственного эксперта, выполненное им исследование, как показывает практика, может не отвечать требованиям, предъявляемым к судебной экспертизе, как следствие, исключение из доказательств подготовленного экспертом заключения.

Суду совместно с лицами, имеющими права принимать участие в подготовке и назначении судебной экспертизы, необходимо определить объем объектов и материалов, подлежащих исследованию с целью получения полных и аргументированных ответов от эксперта на поставленные вопросы. В необходимых случаях подготовка объектов может осуществляться с участием эксперта, которому поручается производство судебной экспертизы. В этой связи помощнику судьи рекомендуется связаться с экспертом, выяснить какие материалы, документы, в каком объеме необходимы ему для проведения исследования, ознакомить его с объемом представленных материалов, определить, что необходимо дополнительно запросить у сторон.

Четвертым моментом является определение сроков производства судебной экспертизы. Федеральным законом такой срок не определен. Эти сроки устанавливаются нормативными правовыми актами ведомств, в которых функционируют государственные экспертные учреждения. Сроки проведения экспертиз негосударственными экспертами не регламентированы вообще. Действие ведомственных актов на таких экспертов не распространяется. На практике суды вынуждены мириться с затянутыми сроками проведения экспертиз, с определенной периодичностью контролировать приближение сроков, заполняя материалы дела вынужденной перепиской с экспертами. Нередки случаи, когда экспертизы, особенно автотехнические, строительные, судебно-бухгалтерские, проводятся по истечении полутора-двух лет с момента назначения. Такое затягивание влечет прямое нарушение прав граждан, обратившихся в суд за защитой своих нарушенных прав, на скорое и объективное разбирательство по делу. В этой связи необходимо при принятии решений о назначении экспертиз устанавливать конкретные сроки проведения экспертиз и предоставления заключения, с тем чтобы в дальнейшем можно было определить ответственность экспертного учреждения (эксперта) за нарушение установленных судом сроков проведения экспертиз. При подготовке вопроса о назначении экспертизы помощник судьи должен учитывать данный момент.

В-пятых, об оплате работы негосударственного эксперта. Согласно закону, производство судебной экспертизы негосударственным экспертом должно быть оплачено. В процессуальном законодательстве оплата производства судебной экспертизы отнесена к издержкам, связанным с рассмотрением дела. Данные издержки должна возместить сторона, заявившая просьбу о назначении и производстве экспертизы. Зачастую стороны, заявляя ходатайства о проведении экспертиз, просят возложить расходы по оплате на них, однако после проведения экспертного исследования, выяснив ее стоимость, заявляют об отсутствии средств, о том, что не предполагали такой размер оплаты. Вследствие этого возникают вопросы о возмещении затрат экспертных учреждений, о получении заключения. Во избежание указанного помощник судьи должен связаться с экспертным учреждением, выяснить предполагаемую стоимость исследования с тем, чтобы заранее поставить стороны в известность.

С учетом характера экспертного исследования и объема экспертной работы судом может быть назначена по делу комиссионная экспертиза. Она проводится несколькими экспертами одной специальности, либо проводится комплексная экспертиза несколькими экспертами разных специальностей. Если эксперты пришли к общему выводу, то они и формулируют его, и подписывают заключение. Если эксперты не пришли к общему выводу, то эксперт, не согласный с другим экспертом или другими экспертами, вправе дать отдельное заключение по всем или отдельным вопросам, вызвавшим разногласия.

Для решения вопросов, не решенных ранее, судья может назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Назначение повторной экспертизы должно быть мотивировано, суду следует указать в определении, какие выводы первичной экспертизы вызывают сомнения, сослаться на обстоятельства дела, которые не согласуются с выводами эксперта.

Экспертиза может быть назначена при подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства. Суд может отложить производство по делу на время проведения экспертизы. Кроме того, суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, по своей инициативе приостановить производство по делу в случае назначения судом экспертизы.

Проведение экспертизы могут инициировать как лица, участвующие в деле, так и суд. При назначении экспертизы участвующие в деле лица вправе (не обязаны) представить суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Заключение экспертов не может затрагивать правовых вопросов, так как экспертиза назначается при необходимости специальных познаний, но не в области правовых знаний. При этом окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд. В этой связи большая роль отводится помощнику судьи, который должен иметь представление о том, какие вопросы являются предметом исследования тех или иных экспертиз.

Помощник судьи должен знать, что вопросы, поставленные перед экспертом в определении, не могут выходить за пределы его специальных знаний и не могут носить юридического характера. Вопросы должны быть определенными и конкретными, а перечень их полным. В случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.

Суд вправе мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами, без каких-либо объяснений вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысл вопросов участвующих в деле лиц, самостоятельно поставить вопросы перед экспертом. Стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту, заявлять отвод эксперту, формулировать вопросы эксперту, знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и сформулированными в нем вопросами, знакомиться с заключением эксперта, ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

К примеру, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 года отменены решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 14 февраля 2005 года, Определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 мая 2005 года и Постановление президиума Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2005 года. ВС РФ указал, что проведение экспертизы назначено судом с нарушением требований закона и прав ответчицы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 ГПК РФ каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение вопросов суд обязан мотивировать. Стороны имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отводы эксперту, формулировать вопросы для эксперта, знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами, знакомиться с заключением эксперта, ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы. По данному делу строительно-техническая экспертиза назначена судом на стадии принятия искового заявления, без ведома ответчицы, ей не разъяснялись ее право на участие в проведении экспертизы, представлении вопросов, отвода эксперту и иные права, предусмотренные указанным законом.

В то же время лица, участвующие в деле, несут определенные обязанности, при несоблюдении которых могут наступить неблагожелательные последствия. При уклонении сторонами от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет знание, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Назначение экспертизы осуществляется путем вынесения определения суда о назначении экспертизы. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения.

Определение суда о назначении экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

Во вводной части указываются дата и место вынесения определения, наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи, номер дела, по которому назначена экспертиза, наименование сторон, предмет спора.

В описательной части кратко излагаются обстоятельства рассматриваемого дела, основания назначения экспертизы, а также другие сведения, необходимые для ее производства.

В резолютивной части формулируется вывод судьи о назначении экспертизы, называется ее вид, указывается наименование учреждения, в котором она должна быть проведена, приводится перечень вопросов, подлежащих разрешению. Экспертам перечисляются материалы, представляемые в распоряжение эксперта. Кроме того, отражаются особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы, наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

Помощнику следует иметь в виду, что суд не вправе заменить определение о назначении экспертизы другим документом, не предусмотренным законом: сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и др.

Судья, назначивший судебную экспертизу, предоставляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта, получает образцы сравнительного исследования и приобщает их к делу.

Определение о назначении экспертизы направляется либо руководителю судебного экспертного учреждения, либо непосредственно эксперту, назначенному судом.

Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследования и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта соответствующей специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований с указанием мотивов, по которым производится возврат. Руководитель может ходатайствовать перед судом о включении в комиссию экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения. О дополнительном включении в комиссию экспертов суд выносит определение.

Лица, участвующие в деле, имеют право высказать свои соображения относительно конкретного лица, которому, по их мнению, можно поручить проведение экспертизы, то есть рекомендовать его в качестве эксперта. Окончательное определение о выборе эксперта или экспертного учреждения принимает судья. Эксперт может быть назначен из числа рекомендованных стороной специалистов или из числа специалистов, известных суду.

Стороны и другие лица могут также заявить эксперту отвод. В частности, если он заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, или их представителей, если он является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле либо их представителей, если обнаружилась его некомпетентность.

В качестве материалов для исследования могут выступать документы, предметы, вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза. Однако повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших экспертизы, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом. В случае если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

При этом эксперт не может собирать требующиеся ему документы, предметы, вещи. Задача эксперта сводится к проведению на научной основе и с использованием специальных знаний исследований, но не собиранию материалов. В случае неполноты представленных материалов он вправе заявить ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов. При получении такого ходатайства помощник судьи должен связаться со сторонами, предложить им представить недостающие документы.

Если проведение экспертизы поручено государственному судебно-экспертному учреждению, руководитель обязан предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него подписку и направить ее вместе с заключением эксперта судье.

Выше было отражено, что в данной статье пойдет речь о назначении экспертизы по делу, а также о судебном поручении.

При необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе, суд, рассматривающий дело, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия. В данном случае сторона также может просить суд о проведении судебного действия другим судом в другой местности. Судебное поручение может иметь место только по возбужденным гражданским делам, когда возникает необходимость собирания доказательств в другом населенном пункте. Судебное поручение оформляется определением.

В определении суда о судебном поручении кратко излагается содержание рассматриваемого дела и указываются сведения о сторонах, о месте их проживания, месте нахождения, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые должен собрать суд, выполняющий поручение. Это определение обязательно для суда, которому оно адресовано.

На время выполнения судебного поручения производство по делу может быть приостановлено.

Судебное поручение может иметь целью допрос свидетелей, осмотр вещественных доказательств, проведение экспертизы и оценки и т.д. При истребовании доказательств суд направляет запросы непосредственно лицам, у которых находятся истребуемые доказательства.

Судебное поручение направляется в суд того же уровня, что и суд, рассматривающий дело. В случае если мировой судья рассматривает дело, то и судебное поручение направляется мировому судье с учетом положений о подсудности.

Выполнение судебного поручения проводится в судебном заседании по общим правилам судопроизводства. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени, дне и месте судебного заседания.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц не может быть препятствием к выполнению судебного поручения, однако это обстоятельство не освобождает суд от обязанности известить указанных лиц о времени и месте судебного заседания. Учитывая данное обстоятельство, суд, дающий поручение, должен сообщить адреса названных лиц суду, выполняющему поручение. Не допускается передача исполнения судебного поручения техническим работникам, а также отобрание письменных объяснений вместо выяснения поставленных в определении вопросов в судебном заседании с составлением протокола. Лица, участвующие в деле, в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ вправе давать объяснения суду как в устной, так и в письменной форме, по их ходатайству к протоколу могут быть приобщены письменные объяснения. Свидетели в обязательном порядке должны предупреждаться об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств проводятся по правилам, установленным ГПК РФ. Вместо сторон и третьих лиц объяснения могут давать их представители.

Протокол судебного заседания, составленный при исполнении судебного поручения, должен отражать все существенные обстоятельства, которые поручено выяснить суду, содержать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. В протоколе должны быть отражены и другие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, установленные при выполнении поручения.

Помощнику судьи следует знать, что судебное поручение не может быть заменено письмом, запросом, поскольку они не будут иметь такого процессуального значения, как судебное поручение.

Протоколы и все собранные при выполнении поручения доказательства пересылаются в суд, рассматривающий дело.

Судебное поручение должно быть выполнено в течение месяца со дня его получения.

Если лица, участвующие в деле, свидетели, эксперты, давшие объяснения, показания, заключения суду, выполнявшему судебное поручение, явятся в суд, рассматривающий дело, они дают объяснения, показания, заключения в общем порядке.

На практике часто встречаются такие случаи, когда некоторые участники судебного разбирательства по гражданскому делу являются лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях по приговору суда. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не представляют лицам, отбывающим наказание по приговору суда в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ).

Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.

Однако при необходимости судья может в соответствии со ст. 62 ГПК РФ поручить суду по месту отбывания указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам дела, вручить документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые для рассмотрения и разрешения дела.

Помощник судьи, направившего судебное поручение в другой суд, обязан проконтролировать получение судом определения о судебном поручении, в случае длительного непоступления подготовить запрос о том, исполнено ли данное поручение, направлено ли обратно. Данные действия помощника позволят избежать нередко встречающие случаи, когда судебное поручение направлено, однако не исполнено ввиду непоступления определения в суд по месту исполнения.

Написал - dilar

{SL} {mainlink_code_links}