Установление публичного сервитута

загрузка...

Е.С. Болтанова Практика рассмотрения земельных споров: анализ и комментарий

 

Практика рассмотрения земельных споров: анализ и комментарий
Отчуждение здания, строения, сооружения,
Отдельные виды прав на земельные участки

Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды
Ряд условий для установления частного сервитута
Установление публичного сервитута
Оформление прав на земельный участок

Признание права собственности на самовольную постройку

 

Основанием установления публичного сервитута является нормативный правовой акт,

принятый в установленном порядке.

 

Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 153. Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Публичный сервитут может быть установлен для таких целей, как обеспечение интересов Российской Федерации или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Пунктом 2 ст. 23 ЗК РФ не предусматривается такое основание установления сервитута как решение суда.

► Как справедливо было указано по одному из дел, публичный сервитут не может быть установлен в судебном порядке, т.к. он в силу прямого указания специальных норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта (см. Постановление ФАС Московского округа от 30 августа 2002 г. по делу № КГ-А40/4955-02).

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуется информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу.

Результаты общественных слушаний не являются обязательными для органа, принимающего решение об установлении сервитута, а лишь служат ориентиром в принятии соответствующего решения. В тоже время, представляется неправильной позиция некоторых судов, которые считают, что «непроведение общественных слушаний не может служить основанием для признания нормативного акта не соответствующим закону, поскольку указанная норма права предусматривает согласительный характер таких слушаний, и предписывает лишь учитывать их результаты, а не устанавливать публичный сервитут по результатам общественных слушаний» (постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2004 г. № Ф09-3898/04-ГК). Законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления органа власти или органа местного самоуправления проведение общественных слушаний, а закрепляет, что их проведение является обязательным условием принятия нормативного правового акта об установлении сервитута. Поэтому невыполнение данного условия свидетельствует о принятии нормативного правового акта с нарушением процедуры, установленной в ЗК РФ. В силу ч. 2 ст. 195 АПК РФ, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт о публичном сервитуте, принятый без проведения общественных слушаний, должен быть признан не соответствующим другому нормативному правовому акту большей юридической силы и не действующим.

Написал - dilar

{SL}