Правовое положение некоммерческой организации

Юридическая консультация онлайн

загрузка...




Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием (а также бланки строгой отчетности), и зарегистрированную в установленном порядке эмблему.



Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
4. Включение в наименование некоммерческой организации, за исключением общественных объединений, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
Правовое положение некоммерческих организаций

Общие положения. Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(352) (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Некоммерческие организации отличаются от коммерческих по ряду признаков, в частности:
1. По цели, ради которой они создаются. Если коммерческая организация создается в целях получения и последующего распределения прибыли между учредителями, то некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Например, спортивное общество указало в своем уставе, что оно занимается такими видами предпринимательской деятельности, как производство и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, а также закупка и торговля табачными изделиями и алкогольными напитками. Ясно, что вид деятельности не соответствует достижению основной (некоммерческой) цели создания данной организации.
2. По характеру правоспособности. Правоспособность некоммерческих организаций - всегда специальная, а правоспособность коммерческой организации может быть и общей. Виды деятельности некоммерческой организации, включая виды предпринимательской деятельности должны быть указаны в ее уставе.
3. По наименованию. Некоммерческая организация имеет наименование, но не фирменное наименование, под которым действует любая коммерческая организация (ст. 54 ГК). Полное наименование некоммерческого юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму, характер его деятельности. Например, Российский университет дружбы народов, Московская государственная юридическая академия. Из самого наименования некоммерческой организации мы получаем информацию об основном предмете ее деятельности. Наименование некоммерческой организации не относится к категории фирменных наименований, не является объектом ее исключительного права. Обладателем исключительного права на фирменное наименование может быть лишь коммерческая организация (п. 4 ст. 54 ГК РФ).
4. По особенностям формирования имущества. Некоммерческие организации не формируют уставные (складочные) капиталы, и закон не устанавливает для них даже минимальных размеров имущества, которым они должны обладать. Вместе с тем большинство из них занимается предпринимательской деятельностью. Соответственно сотрудничающим с ними коммерческим организациям следует особо позаботиться о гарантиях оплаты товаров и услуг коммерческих организаций: ведь у некоммерческих юридических лиц могут вообще отсутствовать средства для оплаты товаров и услуг.
5. По характеру отношений между учредителями (участниками) и созданными ими юридическими лицами. Большинство некоммерческих организаций отличается тем, что их учредители (участники) не имеют по отношению к созданному ими юридическому лицу имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Члены (участники) некоммерческих организаций, передав средства в виде членских взносов в состав их имущества, утрачивают право собственности на них и не приобретают обязательственных прав по отношению к созданному юридическому лицу.
6. По объему ответственности перед кредиторами. Для большинства коммерческих организаций характерна в большей или меньшей степени субсидиарная ответственность учредителей, участников организации перед кредиторами (ответственность полных товарищей полного товарищества и товарищества на вере, участников общества с дополнительной ответственностью, членов производственного кооператива, собственника имущественного комплекса казенного унитарного предприятия). Среди некоммерческих организаций лишь собственник имущества учреждения при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Надо также иметь в виду, что не все некоммерческие организации подлежат банкротству. Банкротство исключено в отношении учреждений, политических партий, религиозных организаций. Из коммерческих организаций банкротству не подлежат только казенные унитарные предприятия (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)").
7. По способу установления законодательством организационно-правовых форм организаций. Перечень коммерческих организаций, указанный в ГК РФ, является исчерпывающим. Что касается некоммерческих юридических лиц, их перечень по ГК РФ не является закрытым.
Существуют самые разнообразные виды некоммерческих организаций, в том числе не перечисленные в ГК РФ, о них говорится в других федеральных законах.
Виды некоммерческих организаций.
В ГК РФ указаны следующие их виды:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации (объединения);
- религиозные организации (объединения);
- фонды;
- учреждения;
- объединения коммерческих организаций (ассоциации и союзы);
- объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы). В Законе о некоммерческих организациях, кроме перечисленных организаций, указаны:
- некоммерческие партнерства;
- автономные некоммерческие организации;
- государственные корпорации.
В других федеральных законах мы встречаем и иные некоммерческие организации, в том числе:
- садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества*(353);
- торгово-промышленные палаты*(354);
- товарищества собственников жилья*(355).
Некоммерческая и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
По возможности совмещать некоммерческую и предпринимательскую деятельность различаются следующие разновидности некоммерческих организаций.
1. Не имеющие права заниматься предпринимательской деятельностью. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам). Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем (п. 1 ст. 121 ГК РФ). Органы государственной и муниципальной власти, действующие как юридические лица в организационно-правовой форме учреждений (п. 1 ст. 120 ГК РФ), не могут совмещать свои властно-управленческие функции с функциями хозяйствующих субъектов (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Приведем пример.
2. Организации, основная деятельность которых не связана с реализацией товаров и услуг и которые финансируются за счет вступительных, членских, целевых взносов их участников. Например, садоводческое товарищество за счет таких средств организует охрану территории товарищества, проводит необходимые ремонтные работы, выплачивает заработную плату председателю товарищества, бухгалтеру и несет другие расходы. Подобные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям их деятельности. Например, может быть создан магазин, где будет продаваться садовый инвентарь, удобрения, средства защиты растений и прочие необходимые дачникам товары.
3. Организации, основная деятельность которых - образовательная, научная, медицинская и иная, направленная на достижение общественных благ, одновременно может быть платной, приносить им доход. Случаи и условия отнесения такой деятельности к некоммерческой определяются законодательством. Например, автономная некоммерческая организация создается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, культуры, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Предполагается, что услуги могут быть как возмездными, так и безвозмездными. В соответствии с Законом РФ "Об образовании"*(357) платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений, реинвестирующих доходы в свои образовательные учреждения, не является предпринимательской деятельностью (ст. 46 Закона РФ "Об образовании"). В то же время образовательное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, виды которой указываются в его уставе (например, инвестиционную, консультационную деятельность).
4. Организации, выполняющие работы и оказывающие платные услуги своим учредителям, участникам, содействуя им в создании необходимых условий для осуществления ими предпринимательской деятельности. Такие организации признаются некоммерческими организациями в силу закона. Например, потребительские сельскохозяйственные кооперативы могут по поручению своих учредителей - сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывать им услуги, связанные со сбытом их продукции, снабжением их семенами, средствами защиты растений, удобрениями и пр. Они выполняют для них работы: вносят в почву средства защиты растений, удобрения, строят дороги, проводят мелиоративные и другие работы. Поскольку эти кооперативы не выходят на широкий рынок, а обслуживают в основном своих учредителей, их деятельность, хотя и проявляется в форме возмездного оказания услуг, в силу закона является некоммерческой деятельностью*(358).
Полученная от этой деятельности прибыль распределяется по правилам, предусмотренным ст. 36 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Эти кооперативы признаны некоммерческими в том числе и потому, что они не менее 50 процентов объемов выполняемых услуг и работ должны производить для членов соответствующих потребительских кооперативов. Но их основная цель достигается за счет осуществления по сути коммерческой деятельности. Надо к тому же учесть, что часть прибыли потребительского кооператива распределяется между членами кооператива. Это явно не соответствует понятию некоммерческой организации, которое дано в ГК РФ (ст. 50) и в Законе о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 2). Неслучайно поэтому Закон о некоммерческих организациях на потребительские кооперативы не распространяется (п. 3 ст. 1 указанного Закона).

Виды:
Потребительские некоммерческие организации. Они создаются с целью удовлетворения бытовых либо иных общих материальных потребностей членов, не связанных с предпринимательской или иной профессиональной деятельностью.
Наиболее распространены потребительские кооперативы, создаваемые на основе имущественных паевых взносов членов (юридических и физических лиц) для удовлетворения потребностей членов в товарах и услугах (ст. 116 ГК) - например, гаражные, дачные и жилищные кооперативы. Существуют также обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, кредитные, страховые и иные кооперативы. Их правовое положение определяется ст. 116 ГК, Законом о потребительской кооперации, ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с послед. изм. и доп.)*(330) и от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (с послед. изм. и доп.)*(331).
Потребительский кооператив является организацией, основанной на членстве. Его имущество формируется за счет паевых взносов его членов и доходов от собственной деятельности. Эти средства являются собственностью самого юридического лица, а не его членов.
Потребительские кооперативы обладают многими чертами коммерческих организаций, в частности могут осуществлять предпринимательскую деятельность (если это предусмотрено уставом) и даже распределять полученные от такой деятельности доходы между членами.
Устав кооператива устанавливает, в частности: сроки деятельности, порядок и условия вступления в кооператив и выхода из него; условия и размеры образования неделимых и иных фондов; характер и порядок личного трудового участия в деятельности потребительского кооператива и субсидиарной ответственности членов; ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок вступления и выхода из кооператива.
Высшим органом управления является общее собрание членов или уполномоченных, на котором каждый член имеет один голос (п. 5 ст. 18 Закона о потребительской кооперации). Собрание вправе принимать к рассмотрению и решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе отменять решения совета кооператива и правления. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет совет, который является представительным органом.
Исполнительным органом потребительского кооператива выступает председатель кооператива (председатель правления). Возможно формирование и коллегиального исполнительного органа - правления. Председатель правления действует от имени кооператива без доверенности (с учетом ограничений, установленных законодательством, уставом и иными внутренними документами кооператива).

Товарищества собственников жилья. Они представляют собой объединения собственников помещений для совместного управления и эксплуатации многоквартирного дома. В перспективе товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) станут, по-видимому, наиболее распространенным видом некоммерческих организаций.
Изначально такие организации создавались и действовали на основании ФЗ от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с послед. изм. и доп.)*(332). В настоящее время статус ТСЖ определен ЖК (ст. 136-152).
Членами ТСЖ могут быть любые субъекты права, включая публично-правовые образования. Единственным требованием является наличие у них статуса собственника помещения. Членство в ТСЖ возникает не автоматически по приобретению помещения в многоквартирном доме, а по заявлению собственника, прекращается же с момента подачи заявления о выходе из ТСЖ или прекращения права собственности члена ТСЖ на соответствующее помещение.
Недвижимое имущество в жилищной сфере - многоквартирный дом, обслуживающие постройки, земельный участок - принадлежат не самому ТСЖ, а собственникам помещений - его членам. Распоряжение общим имуществом - лестничными клетками, чердаками, вестибюлями, холлами и т.п. - относится к компетенции общего собрания.
Высшим органом управления товарищества является общее собрание членов. Компетенция общего собрания определена ст. 145 ЖК и включает такие важные вопросы, как образование органов товарищества, установление размера взносов и обязательных платежей, образование фондов товарищества, изменение устава товарищества. В то же время общее собрание может принять к рассмотрению и решать любые вопросы, в том числе находящиеся в компетенции правления товарищества.
Текущее руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением. В состав правления могут входить только члены товарищества. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Председатель правления действует от имени товарищества без доверенности.
ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам членов товарищества, а члены - по обязательствам товарищества.
Садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества. Ими являются некоммерческие организации, учрежденные для содействия членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 1 ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с послед. изм. и доп.)*(333)).
Учредительным документом товарищества является устав. Наряду со сведениями, общими для всех юридических лиц, в нем определяются предмет и цели деятельности, порядок вступления и выхода членов, права и обязанности такого объединения, права, обязанности и ответственность членов объединения, порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и т.д. (ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).
Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества должна быть не менее трех человек. Членами некоммерческого товарищества могут быть только физические лица, имеющие земельные участки в границах товарищества.
Имущественное положение таких объединений граждан весьма сходно с имущественным положением товариществ собственником жилья. Основное недвижимое имущество принадлежит гражданам (в том числе на праве общей собственности). Членство в товариществе не ограничивает граждан в праве самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке и распоряжаться этим участком и иным имуществом. Однако товарищество может иметь и собственное имущество, в первую очередь инвентарь и принадлежности, необходимые для осуществления его функций. Такое имущество, приобретенное или созданное за счет вступительных и членских взносов, доходов от хозяйственной деятельности, а также иных поступлений (специального фонда), является собственностью самого товарищества как юридического лица.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.
Органами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление, председатель правления (товарищества).


Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)
1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях"
Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Статья 18. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.
Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности");
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.



Религиозные организации. Это объединения физических лиц, создаваемые для совместного исповедания и распространения веры. Формами религиозной деятельности считаются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также обучение религии и религиозное воспитание.
Помимо "первичных" местных религиозных организаций - приходов, общин, монастырей, братств, миссий и т.п., членами которых могут быть лишь физические лица (не менее десяти - п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона о религиозных объединениях), законом допускается создание и деятельность центральных ("головных") религиозных организаций (п. 4 ст. 8 Закона). Их участниками являются не собственно верующие, а упомянутые выше местные религиозные организации. Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).
Закон о религиозных объединениях предусматривает также понятие религиозной группы - объединения, не обладающего статусом юридического лица. Имущественные отношения между членами такой группы могут регулироваться соответствующими нормами обязательственного права.
Местная религиозная организация может быть учреждена гражданами Российской Федерации в количестве не менее 10 человек. Необходимо, чтобы эти граждане уже действовали как религиозная группа на данной территории на протяжении не менее 15 лет либо предоставили подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона).
Все члены религиозной организации имеют равные права. Учредительными и принятыми во их исполнение внутренними документами организации на них могут возлагаться определенные обязанности (ст. 8 Закона).
Вступление в религиозную организацию оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Исключение из членов религиозной организации производится в случае несоблюдения обязанностей, установленных с учредительными документами организации (ст. 8 Закона).
Для религиозных организаций (объединений) форма высшего и исполнительного органов управления законом не определена. Это связано с многообразием действующих на территории Российской Федерации конфессий и необходимостью учета традиционных для них принципов построения церкви.
Законом установлены дополнительные, по сравнению с другими юридическими лицами, основания для принудительной ликвидации религиозной организации, в частности посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, и т.п. В этих случаях ликвидация или запрет деятельности религиозной организации осуществляются в судебном порядке.

Фонды. Это не имеющие членства организации, которые создаются с целью аккумулирования имущества (добровольных имущественных взносов его учредителей и других лиц) и управления им для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных целей*(334).
Правовой и имущественный статус этих организаций определяется ст. 118 ГК и Законом о некоммерческих организациях, которыми установлена обязанность фонда публично вести свою имущественную деятельность.
Фонд не основан на членстве. Учредив фонд, учредители отправляют его "в свободное плавание" и, как правило, теряют правовую связь с ним (если, конечно, не зарезервируют в учредительных документах право назначать органы управления или вносить изменения в его учредительные документы). Поэтому учредительные документы фонда требуют особенно тщательной проработки.
Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, однако такая деятельность не должна быть направлена на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь*(335).
Фонд может быть ликвидирован только по решению суда. Дополнительными основаниями, по сравнению с другими видами юридических лиц, для ликвидации фонда являются: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей и нереальность его получения; невозможность достижения целей фонда; уклонение фонда от целей, предусмотренных уставом; другие случаи, предусмотренные Законом (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения. Таковыми признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично. Учредителями-собственниками имущества могут быть гражданин или юридическое лицо (частное учреждение) либо Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (государственное или муниципальное учреждение). Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и автономные.
Правовое положение учреждений определяется ст. 120 ГК, а частных учреждений - также Законом о некоммерческих организациях. На государственные учреждения Закон о некоммерческих организациях не распространяется, их правовое положение регулируется Бюджетным кодексом РФ и специальным ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"*(336). Помимо этого, особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются Законом об образовании (ст. 11), а также Законом об общественных объединениях (ст. 11, 35).
Исполнительный орган учреждения, как правило, единоличный (директор, председатель, ректор, декан, главный врач).
Не будучи собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления переданным ему имуществом (п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК).
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). При этом следует учитывать, что в силу п. 7 ст. 161 БК федеральное бюджетное учреждение производит операции с денежными средствами, причем как бюджетными, так и полученными от хозяйственной деятельности, исключительно через лицевые счета в федеральном казначействе.
По своим обязательствам бюджетные и частные учреждения отвечают исключительно денежными средствами. Взыскание на иное имущество как закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от собственной хозяйственной деятельности, обращено быть не может*(337). При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений несет собственник их имущества.
Автономные учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от них обладают большей свободой в вопросах распоряжения имуществом и осуществления своей уставной деятельности. Такие организации действуют в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
В отличие от бюджетного и частного учреждения автономное учреждение не финансируется по смете доходов и расходов. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и от использования его имущества.
Автономное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Перечень такого особо ценного движимого имущества устанавливается учредителем в порядке, определенном Правительством РФ.
Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.
Исполнительным органом автономного учреждения выступает директор (ректор, главный врач, художественный руководитель). Его деятельность контролируется наблюдательным советом, включающим от 5 до 11 членов. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления и представители общественности.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
Статья 7.1. Государственная корпорация

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным законом.
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.
Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.
На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.
3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
3.1. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).
В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.
К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:
утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);
утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
определение порядка использования прибыли государственной корпорации;
принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.
Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.
Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.
3.2. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Статья 8. Некоммерческие партнерства
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Автономные некоммерческие организации. Ими признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Например, автономные некоммерческие организации достаточно часто создаются в сельской местности, например для организации водоснабжения какого-нибудь поселения (при оплате водоснабжения у таких организаций есть существенная льгота, в отличие от отдельно взятых потребителей воды).
Учредителями автономных некоммерческих организаций могут быть как частные лица, так и публично-правовые образования.
Формы, способы и порядок формирования их имущества определяется учредительными документами. Законодательством не установлен какой-либо минимальный размер уставного капитала (фондов) этих организаций. Если передаваемое учредителями в качестве взноса имущество является объектом права собственности, то такое имущество переходит в собственность автономной некоммерческой организации.
По сути, автономная некоммерческая организация - это учреждение, которое, однако, имеет имущество на праве собственности. Но, как и фонд, она не имеет участников (членов).
Все остальные особенности данного вида организаций сходны с рассмотренными выше правилами, регулирующими деятельность фондов.

Статья 11. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
2. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".

Статья 12. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов
1. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
2. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
3. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

autosurf
Написал - dilar





Задать свой вопрос юристу